Власти Казахстана нашли причину распространения коронавируса — непослушное население. Даже доли ответственности определили: от системы здравоохранения зависит лишь 30%.
Надо сказать, что тезис о солидарной ответственности государства и общества в борьбе с коронавирусом звучит не впервые. Но если кто-то думает, что солидарное означает равное, то этот кто-то ошибается. Как, видимо, ошибались и казахстанцы, полагая, что если они закрывают предприятия по требованию государства, прекращают работать и сидят дома в карантине, то государство выполнит и свои обязательства по их поддержке. Как же!
Что получили казахстанцы, известно всем — обещанные 42500 тенге «выбивали» через многократные попытки, жалобы в СМИ и социальные сети (а многие и вовсе рукой махнули, получив несколько отказов подряд).
Субъекты бизнеса — туристические фирмы, спортзалы, салоны красоты, частные детские сады — уже несколько месяцев сидят без работы, и разумеется, активно рекламируемые чиновниками нулевые ставки по налогам на фонд оплаты труда не спасают их от банкротства.
Все казахстанцы столкнулись и с фактической ликвидацией медицины в стране — плановое оказание медуслуг приостановлено, очереди на ПЦР-тесты и компьютерную томографию для заболевших коронавирусом расписаны на месяц вперед, диагноз «неизвестная инфекция» стал весьма распространённым, а «неизвестной пневмонией» наш Минздрав успел напугать половину мира.
Из аптек пропали лекарства и до сих пор появились не везде, а там где появились — цена стала выше в два-три раза.
Тем не менее, в правительстве убеждены, что ответственность за распространение инфекции лежит именно на самих гражданах. Вот что заявил заместитель премьер-министра Ералы Тугжанов в четверг, 30 июля, на брифинге:
«Очень важно понять, что ни государство, ни врачи, ни общественность не сможет победить коронавирус, если граждане нашей стране не приложат собственные усилия. Здоровье казахстанцев — это солидарно ответственность государства и каждого гражданина. Принимаемых мер только государством будет недостаточно. По подсчетам наших экспертов от качества медицины зависит только 30% общестранового успеха борьбы с коронаивирусом. 70% успеха зависит от поведения казахстанцев. на сколько мы соблюдаем масочный режим, гигиену рук и социальное дистанцирование. Ношение масок вне дома сокращает распространение инфекции на 30%».
Обязательность ношения масок даже закрепили постановлением главного санитарного врача Казахстана за номером 46 от 27 июля (опубликован документ 30 июля). Правда, в документе есть нестыковка: два взаимоисключающих пункта по ношению тех самых масок — пункт первый обязывает надевать их везде, а пункт второй — рекомендует это делать.
- Ношение защитных масок для населения обязательно:
— всем лицам при нахождении в закрытых помещениях (аптека, магазин, офис, медицинская организация, организация в сфере обслуживания населения и другое), а также в транспорте и на улице;
— здоровым лицам при оказании помощи человеку с подозрением на COVID-19;
— лицам, у которых появились симптомы заболевания, сходные с коронавирусной инфекцией (повышение температуры тела, кашель, чихание).
При этом данный пункт обязывает человека на обязательное исполнение и в случае нарушения применяется административные меры к виновным.
- Ношение защитных масок для населения за пределами закрытых помещений (на улице) рекомендовано для того, чтобы снизить риск инфицирования среди населения.
Цель — защита людей от случайного прикосновения к частям лица (носа, рта) потенциально инфицированными руками. По данным ВОЗ человек в среднем 3-5 раз за минуту может трогать лицо, при этом, не контролируя этот процесс, что при загрязненных руках повышает риск инфицирования.»;
Во время брифинга в четверг журналисты спросили у министра здравоохранения Алексея Цоя — так обязательны маски на улице или рекомендованы?
Министр ответил так:
«У нас приказ вышел – обязательное ношение масок в общественных местах, независимо от того, чем занимается гражданин. В общественных местах маски нужно носить. Что касается летних кафе, есть четкий регламент – дистанцирование, то есть, расстояние между столами должно быть порядка двух метров. Социальное дистанцирование позволяет защищать наших граждан, находящихся на расстоянии двух метров друг от друга. Здесь очень важный момент – соблюдение дистанции. И сейчас при допуске объектов к открытию просматривается именно на предмет соблюдения санитарно-эпидемиологических норм. Ношение масок обязательно для всех возрастов».
«В итоге — в летних кафе обязательно ли носить маски? Груднички тоже должны носить маски? Бегающим людям тоже обязательно? Они не задохнутся?» — уточнили журналисты.
«Маски обязательно носить всем», — отрезал министр.
«Я хочу вам дополнить, — вмешался Ералы Тугжанов. — Если вы внимательно посмотрели, речь идет об общественных местах. Если вы хотите бегом заниматься — пожалуйста, есть специальные места, где есть возможность бегать и заниматься спортом, не надевая маску. Но в общественных местах — это и парковые зоны, это улица, тротуары, масса людей. Мы должны думать не только о человеке, который занимается бегом или спортом, мы должны думать о людях, которые имеют определенные контакты тех людей, которые не соблюдают дистанцию. Это очень важный вопрос, нам уже пора привыкать! Пора привыкать. Я же вам сегодня приводил пример, в течение суток по ковиду 1472 человека выявленных по темпу роста. Это немалое количество людей! А потом у нас возникает. А ресторане на улице — пожалуйста, два метра социальное дистанцирование. Все хозяева ресторанов любого объекта теперь будут нести персональную ответственность за несоблюдения социального дистанцирования. Все столы должны поставить как положено. Надо думать в отношении других людей. Надо думать о тех людях, которых мы уже потеряли сегодня»!
Пылкая тирада вице-премьера, безусловно, порадовала. Хотелось бы, конечно, такой же пылкости в решении вопросов доступности лекарств и доступа граждан к медицинской помощи. Еще неплохо бы — к качественной медицинской помощи, но в казахстанских условиях выбирать не приходится.
К слову, именно Ералы Тугжанов с такой же пылкостью призывал граждан потерпеть и обойтись без выплаты в 42500 тенге, когда в стране ввели карантин уже после снятия режима ЧП. Интересно, проявлял ли он такую же пылкость, пытаясь доказать, что людям, оставшимся опять без работы, уже буквально нечего есть? Впрочем, вопрос риторический.
Журналисты, привыкшие ко всему, хладнокровно уточнили, где купить маску для грудничка. Ералы Тугжанов, раздражённо вздохнув, заявил: «В аптеках». Тут же прозвучала просьба журналистов уже к министру здравоохранения — на следующий брифинг (сам министр анонсировал свой выход на 1 августа) принести и продемонстрировать всем маску для младенца. В ответ на это министр дал «практический совет»:
ЛАЙФХАК ОТ МИНИСТРА
«Я хотел бы пояснить по вопросу, чтобы в проблему не переводили о наличии масок для детей. Обычная маска взрослая, которая у нас на лице, вы все знаете, детки носят. Просто взять резинку, пополам ее перерезать и она сразу уменьшается, то есть на лицо адаптируется. Это не проблема! Все дети носят сейчас! Здесь никаких проблем нет. Если совсем для новорожденных, делается из марли — несколько слоев марли делается, там, верёвочки. Не проблема вообще! Вы знаете, можно тысячу отговорок искать, чтобы не защищать. Но это ваш ребёнок! Это ребёнок, которого мы хотим оберечь. Это такой же гражданин, такой же человечек, как каждый из нас. Если мы найдём и будем искать причины как защитить, мы же его оберегаем от других различных вещей. То же самое здесь! Никаких проблем нет! Тканевые маски самим изготовить, марлю купить, несколько слоев бинтов , сделать завязочки. Мы всю жизнь это делали, и никаких проблем не было. Обычную такую маску можно для каждого ребёнка адаптировать все ходят на улице.
Перевязывают веревочки, уменьшают расстояние. Это не проблема. Я не считаю, что из этого нужно делать какую-то большую проблему».
Исходя из этого совета, надо полагать, что международные ассоциации педиатров должны сейчас начать пересматривать свои подходы к защите новорожденных. К примеру, Японская ассоциация педиатров заявляла, что надевать маски детям до двух лет крайне не рекомендуется, так как у детей в этом возрасте узкие дыхательные пути, а ношение маски может серьезно затруднить дыхание и даже привести к удушью.
Но куда ж Японии — до казахстанского опыта. Тем более после «неизвестной казахстанской пневмонии». Видимо, будем ждать делегации из разных стран — они просто обязаны приехать перенимать казахстанский опыт. Как минимум — в том, как снять с себя ответственность, переложить всё на население, с минимальными потерями для бюджета (и личного бизнеса), и сохранять не самую плохую статистику при катастрофическом обвале системы здравоохранения. Уж в этом Казахстану действительно почти нет равных.