Следующее десятилетие может оказаться для Казахстана более сложным и неопределенным в области международных отношений, чем в первые тридцать лет существования республики в качестве независимого государства. Причиной тому резкое обострение отношений США и Запада в целом уже не только с Россией, но и с Китаем.
По нашей оценке, эти отношения уже можно называть войной, разве что без прямого применения оружия. А во время войны, как известно, все способы ведения боевых действий хороши.
В этих условиях Казахстан как самое большое по своей территории государство, расположенное в центре евразийского пространства, как раз между Россией, Китаем и Ираном (то есть тремя открыто противостоящими США государствами, не собирающимися поддаваться угрозам Дональда Трампа и его администрации), обречен на проблемы с Белым домом.
Нет никаких сомнений в том, что эти попытки США будут предприниматься при любой администрации, как демократический, так и республиканской. Другое дело, что набор методов и жесткость их применения будут разными — в зависимости от того, кто выиграет следующие президентские выборы в США, причем не только в 2020 году, но и далее.
По нашей оценке, сегодня Акорда и Библиотека жизненно заинтересованы в том, чтобы на осенних выборах в США победил демократ Джо Байден, а не действующий президент.
Почему мы так считаем?
Мы уверены, что господин Байден и его администрация в случае победы будут действовать против своих внешнеполитических врагов столь же решительно и страстно, как Трамп и его команда, но при этом они точно не захотят подставлять под удар предыдущих президентов США от своей партии.
Дело в том, что этих прошлых обитателей Белого дома связывают с Казахстаном определенные, более чем чувствительные операции. Не то чтобы они лично в них участвовали и получали с них какие-то профиты, но, как минимум, смотрели сквозь пальцы на то, что творили ближайшие родственники первого президента РК Нурсултана Назарбаева.
В качестве примера таких операций можно вспомнить кейс «Uranium One» или продажу крупным китайским нефтегазовым корпорациям — инвесторам, котирующимся на фондовых биржах США, казахстанских нефтедобывающих предприятий. Тех самых, в ходе которых Тимур Кулибаев положил в свой карман несколько миллиардов долларов США в качестве комиссионных от покупателей (это тема для отдельного материала – ред.).
Именно эти кейсы могут быть использованы Дональдом Трампом и его администрацией для оказания как прямого, так и косвенного давления на Акорду и Библиотеку, а также на некоторых ключевых казахстанских олигархов. Ведь использует же сегодня Белый дом украинский кейс в своем внутриполитическом противостоянии с Джо Байденом и внешнеполитическом — с Россией, а уйгурский кейс – в войне с Китаем. Так что ничто не мешает ему начать вводить санкции в отношении казахстанских юридических и физических лиц и офшорных структур, подконтрольных казахстанским гражданам, по всему миру.
Очевидно, что эффективность политического давления и санкций на геополитическом и региональном уровне будет уравновешиваться противодавлением со стороны Китая и России. Но жертвой таких межгосударственных разборок могут стать (и, по нашей оценке, скорее всего станут) несколько человек. Вопрос только, кто конкретно?
Теоретически под будущие удары Белого дома могут попасть практически все казахстанские олигархи. Просто потому, что все крупные хищения государственных средств и активов в республике, как в рамках всевозможных приватизационных, так и инвестиционных сделок, осуществлялись в долларах США, а значит через американскую систему межбанковских расчетов.
Соответственно власти США при желании и определенных усилиях, имея подсказки, что и где искать (а число тех, кто занимается этим делом увеличивается), имеют возможность набрать достаточно компрометирующих материалов, чтобы начать строить Акорду и Библиотеку под себя.
При этом, повторимся, вероятность именно такого развития событий заметно выше в случае, если на осенних выборах в США победит республиканец Дональд Трамп, и ниже, если демократ Джо Байден.