Казахстан 30 августа отметил один из важнейших государственных праздников – День Конституции. За свою историю страна поменяла несколько Основных законов и ныне действующий — уже пятый. В этом году ему исполняется 25 лет. Но, несмотря на сравнительно небольшой срок, депутаты успели внести в него столько поправок и дополнить ее таким количеством конституционных законов, что без преувеличения можно сказать — на референдуме 30 августа 1995 года граждане голосовали за иной по содержанию документ.
Менять Основной закон страны дело нешуточное и если законодатели на это шли, то, значит, у них не просто руки чесались, а, что называется, наболело и накипело. По внесенным поправкам мы можем проследить эволюцию страны и увидеть, о чем именно болела душа у власть имущих.
Нет предела совершенству
Первый пересмотр Основного закона случился через три года после его принятия, в октябре 1998 года. Как уверяет официальная историография, изменение некоторых статей Конституции было вызвано необходимостью «развития демократических институтов гражданского общества, укрепления, расширения и защиты прав и свобод человека и гражданина». Однако про права человека в новых статьях не говорилось ни слова.
Поправки в Конституцию 1998 года расширяли полномочия и сферу влияния президента. Ограничение двумя сроками пребывания в должности – эту норму ввели еще в первой Конституции независимого Казахстана 1993 года – сохранили, но зато сами сроки увеличили с пяти до семи лет.
А еще для президента сняли предельный возрастной ценз — изначально занимать высшую государственную должность можно было только до 60 лет и в исключительных случаях до 65 лет. Таким образом, все было сделано для того, чтобы лишний раз не беспокоить граждан выборами.
Видимо, с этими же целями изменили и сроки полномочий обеих палат парламента. Мажилису их увеличили до 5 лет, а сенату — до 6 лет. При этом в дополнение к мажоритарной системе выборов (когда в избирательных округах избиратели голосуют за конкретных кандидатов) добавили пропорциональную, в которой избиратели голосуют за какую-либо политическую партию и весь ее список кандидатов. Вот, собственно, и все.
Впрочем, в новой редакции Конституции было еще изменено иерархическое положение спикеров обеих палат парламента – теперь они встали выше премьер-министра. Такое вот торжество демократии.
Опять же стоит отметить, что Нурсултан Назарбаев, избранный в 1991 году президентом и продливший свои полномочия с помощью референдума в апреле 1995 года, по логике вещей должен был в скором времени идти на вторые и последние президентские выборы. Но Конституционный совет РК решил, что прежние выборы вроде как не считаются и срок исчисления президентских полномочий Нурсултану Назарбаеву обнулили. В январе 1999 года он был избран на семилетний срок в первый раз по новой Конституции, а в декабре 2005 года переизбрался снова.
Кого любит Конституция
Как только начался второй после обнуления президентский срок Назарбаева, в парламенте, где заседали исключительно пропрезидентские партии (Аграрная и Гражданская, объединенные в блок «АИСТ», «Асар» и «Отан»), сразу же заговорили о необходимости внесения в Основной закон новых (вторых по счету) изменений в целях дальнейшего укрепления демократии и прав человека.
В 2007 году парламент одобрил новую редакцию Конституции. В соответствии с ней одномандатные избирательные округа отменялись, и парламентские выборы должны были проводиться только по пропорциональной системе (по партийным спискам). Конституционный статус и право делегировать своих представителей в нижнюю палату парламента получила Ассамблея народов Казахстана. Состав Мажилиса увеличивался с 77 до 107 депутатов.
Самые существенные изменения 2007 года касались опять же президента — сроки его полномочий сокращались до пяти лет, но зато для первого президента снимались любые ограничения по срокам пребывания в должности. Кроме того, сам первый президент обретал особый политический статус, который закреплялся отдельным конституционным законом «О первом президенте РК».
Если сопоставить права и свободы гражданина, прописанные в Конституции, с гарантиями и правами первого президента, то мы увидим сколь ничтожны и малы одни, и сколь огромны вторые. Потому что у граждан, даже если и имеются права, то они, по сути дела, низведены до нуля всевозможными ограничительными законами. А первый президент Казахстана имеет право на все и защищен от любых посягательств.
Фактически в 2007 году первый президент Казахстан оказался выше любого закона, получив правовой иммунитет.
Глава государства у нас:
- символ и гарант единства народа,
- символ и гарант конституционных прав и свобод,
- он выступает от имени народа,
- он назначает выборы,
- назначает и снимает с должностей всех и вся,
- он подписывает законы,
- ведет переговоры с иностранными державами и подписывает международные договоры,
- он Верховный главнокомандующий,
- он предоставляет гражданство и осуществляет помилование,
- он награждает государственными наградами и так далее и тому подобное.
Его честь и достоинство неприкосновенны, его изображения нельзя осквернять. После выхода в отставку он не несет никакой ответственности за совершенные деяния, за исключением доказанных фактов государственной измены.
Когда второй президентский срок стал подходить к завершению, в некоторых беспокойных умах родилась простая и понятная для всех идея – подправить еще раз Конституцию и продлить полномочия Нурсултана Назарбаева до 2020 года.
Объясняя необходимость такого шага, известный поэт и политик Олжас Сулейменов заявил, что глава государства не должен отвлекаться от важных дел по пустякам, а казна не должна зря тратить деньги налогоплательщиков на выборы с заранее известным результатом.
Для начала в конституционный закон «О первом президенте» внесли поправку, наделяющую его званием «Лидер нации – Елбасы» и дополнительными правами и привилегиями (например, правом пожизненно обращаться к народу, государственным органам и должностным лицам с различными инициативами, правом выступать перед обеими палатами парламента, правом согласовывать проводимую государством внутреннюю и внешнюю политику).
А в конце 2010 года стартовала кампания по сбору подписей в поддержку проведения референдума о продлении президентских полномочий и чуть ли не за месяц их собрали более 5 миллионов.
В начале 2011 года обе палаты парламента уже подготовили соответствующие поправки в Основной закон, но из-за негативной реакции мирового сообщества (многие страны Запада, на которые у нас любят равняться, назвали продление полномочий президента откатом от демократии и ущемлением избирательных прав граждан) они были отклонены Конституционным советом.
Но в 2011 году в Основной закон внесли поправки, разрешающие президенту самому объявлять внеочередные выборы. И он сразу же ими воспользовался – 3 февраля был издан соответствующий указ.
На прошедших 3 апреля 2011 года досрочных выборах вполне предсказуемо победил действующий глава государства с результатом 95,55% голосов.
Если законы пишут, то это кому-нибудь нужно
Четвертая редактура Конституции была весной 2017 года. Сделана она была в рамках программы 100 шагов, которая предусматривает институциональные реформы и перераспределение полномочий между ветвями власти.
Вкратце суть новых поправок сводится к следующему. Большинство социально-экономических полномочий от президента передали правительству, свалив на него же и ответственность за реализацию государственных программ. Кроме того, появилась норма, позволяющая лишать гражданства лиц, причастных к терроризму и нанесших ущерб национальным интересам.
И, наконец, через поправки в конституционный закон «О выборах» были ужесточены требования к кандидатам на должность президента – они теперь должны не только быть не моложе 40 лет, постоянно проживать пятнадцать лет на территории страны и знать государственный язык, но еще и иметь высшее образование и иметь пятилетний опыт работы в госорганах.
То есть в 2017 году право избираться фактически было закреплено за чиновниками, тогда как общественные деятели, публичные политики и правозащитники, не имеющие опыта работы в госорганах, автоматически исключаются из выборов.
Наконец, последняя, пятая, конституционная правка случилась в марте 2019 года, когда сразу после отставки Нурсултана Назарбаева столицу переименовали из Астаны в Нур-Султан. Сделано все это было стремительно и юридически безграмотно, поскольку соответствующую инициативу в парламент внес Касым-Жомарт Токаев будучи всего лишь исполняющим обязанности главы государства, тогда как по Конституции такое право имеет лишь избранный президент.
Как сообщили наблюдательные журналисты, на внесение и принятие конституционных поправок понадобилось всего 18 минут. С Конституцией, как с ветреной дамой, власть давно уже не церемонится.
Конституционный фокус-покус
Полагаю, читатель уже отметил для себя красную линию, вокруг которой шло развитие Конституции – ее постоянно перекраивали под нужды власть имущих: расширялись и менялись полномочия правительства, парламента и президента, пересматривались сроки их полномочий, появлялись новые конституционные институты власти (Ассамблея народов Казахстана, Лидер нации — Елбасы).
Народ, которому, как гласит Конституция, принадлежит вся полнота власти в стране, тоже имеет права. Но дело в том, что они никак не конкретизированы и прописаны общими фразами.
В то же время права и полномочия властных органов прописаны не только в Конституции, но им еще и посвящены отдельные конституционные законы, принятые фактически однопартийным парламентом: «О первом президенте – Лидере нации», «О президенте РК», «О парламенте РК», «О правительстве РК», «О выборах».
В итоге к 2020 году с учетом всех внесенных в Основной закон поправок мы получили документ, кардинально отличающийся от текста Конституции, за которую на референдуме 30 августа 1995 года голосовали граждане страны.
Такой вот фокус-покус.
Где мы и где они
В качестве послесловия. Чтобы читателю лучше осознать особенность эволюции Конституции Казахстана, ее достаточно сравнить с развитием конституционного законодательства, например, в США. Американцы приняли свою Конституцию в 1787 году, и за двести тридцать лет в нее было внесено 27 поправок. И практически все они касались прав и свобод граждан.
В их числе и первые 10 (так называемый «Билль о правах» ), принятые Конгрессом (парламентом) США в 1791 году и провозгласившие ключевые гражданские права и свободы: свобода слова, религии, прессы, свобода собраний и право на подачу петиций, право на ношение оружия, запрет на размещение солдат на постой в частных домах без разрешения их владельца, запрет произвольных обысков и арестов, гарантии надлежащего уголовного процесса, право обвиняемого на суд присяжных, запрет чрезмерных штрафов и наказаний, права штатов.
Все последующие поправки также касались граждан – запрет рабства, запрет на дискриминацию, введение активного избирательного права для цветного населения, для женщин…
До 1947 года ограничение президентства двумя сроками было негласным правилом и политической традицией, введенной еще Джорджем Вашингтоном, узаконить правило «двух сроков» решились после прецедента Франклина Рузвельта, который переизбирался на пост президента четыре раза.
И лишь пять поправок из двадцати семи были посвящены органам власти, причем они не расширяли полномочия, а ограничивали их. Одна из них вводила прямые выборы Сената (путем всеобщего голосования), другая устанавливала сроки истечения полномочий президента и Конгресса, третья определяла порядок руководства страной при досрочном прекращении полномочий президента, четвертая поправка предусматривала запрет на занятие одним лицом должности президента более двух сроков
Наконец, пятая поправка, она же и самая последняя, принята в 1992 году. По ней предусматривается, что закон о повышении зарплат членам Сената и Конгресса вступает в силу только после переизбрания обеих палат. То есть действующие парламентарии не могут поднять себе зарплаты.
Подобная ересь в головах наших депутатов просто не мыслима. Потому что в Казахстане слуги народа, по меткому выражению бывшего министра труда и соцзащиты Гульжаны Карагусовой, как содержатся, так и работать изволят. Поэтому у нас Конституция перекраивается не для народа, а для власть имущих, и законы принимаются для них же. И именно поэтому наша страна по уровню социально-экономического развития находится там, где она находится, а не в одной кампании с США или Сингапуром.
Конституция 1993 года безусловно была лучше.