Судя по активизации процессов внутри страны, ситуация в Казахстане начинает меняться. Правда пока не понятно, в какую сторону. В качестве иллюстрации надежд и сомнений мы выбрали несколько событий прошлой недели.
Первое из этих событий — очередная публикация на тему статистики миграционных процессов. Согласно официальным данным, за январь-август 2019 года из Казахстана за рубеж на постоянное место жительства выехали 31 тысяча 287 человек, в том числе в государства СНГ — 28 тысяч 470 человек. В свою очередь в Казахстан на постоянное место жительства прибыло 7 420 человек, в том числе из государств СНГ — 6 033. Таким образом миграционные потери республики за восемь месяцев текущего года составили 23 тысячи 867 человек, в том числе в рамках СНГ — 22 тысячи 437 человек.
С одной стороны, это относительно немного, если учесть, что естественный прирост численности населения Казахстана в последние пять лет устойчиво держится на отметке выше 260 тысяч человек в год. С другой – это не может не тревожить, поскольку де-факто люди голосуют ногами, и в ходе этого голосования предпочитают покидать республику, а не приезжать в нее.
К тому же, этот процесс усиливается, поскольку за восемь месяцев 2018 года из Казахстана убыло 27 737 человек, в том числе в государства СНГ — 25 191, тогда как прибыло 8 426 и 6 561 человек, то есть отрицательное сальдо миграции составляло 19 тысяч 311 человек всего и 18 тысяч 630 человек — с государствами СНГ.
Если сопоставить число эмигрантов с количеством гражданских активистов или участников протестных акций последних месяцев, то приходится сделать вывод, что казахстанцы предпочитают уезжать, чем открыто отстаивать свои интересы.
Власти же противопоставить этому ничего не могут. Разве что заявления о том, как они стараются повысить уровень и качество жизни людей. В связи с этим вопрос — придут ли в страну, откуда убегают массово граждане, иностранные инвестиции? Тем более что пришедшим в Казахстан иностранным инвесторам придется столкнуться с тем фактом, что частную собственность в республике не уважают.
Как раз об этом — другое событие. На днях в прессе появилось сообщение о том, что перед судом предстала 27-летняя жительница города Караганды, которая, работая на автомобильной мойке в ночную смену, угнала машину клиента, чтобы покататься. Все это случилось в феврале 2019 года. На обратном пути женщина врезалась в столб. Против угонщицы (кстати, имеющей криминальное прошлое) было возбуждено уголовное дело. В итоге она приговорена судом к одному году ограничения свободы, плюс ее обязали возместить владельцам машины ущерб около 800 тысяч тенге.
Эта новость отнюдь не стала сенсацией, поскольку подобное или нечто подобное происходит в Казахстане чуть ли не ежечасно. Своими служебными обязанностями в стране злоупотребляют все, начиная от премьер-министров до мойщиц автомашин, но подавляющему большинству удается избежать ответственности, даже когда они «врезаются в столб».
Между тем качество рабочей силы и менеджерского корпуса — одно из самых важных факторов, которые влияют на решения иностранных инвесторов о приходе в ту или иную страну. Интересно, понимают ли в Акорде, что, потратив сотни миллионов долларов госсредств на то, чтобы продвинуть республику вверх во всевозможных рейтингах, они в итоге спотыкаются именно на этом?
В развитие темы еще одна новость. По информации из Алматы, на днях там был уничтожен сад с редкими сегодня сортами яблок «Апорт» и «Кандиль». Владельцы сада, пенсионеры, из-за переживаний едва не попали в больницу. Вернувшись после двухмесячного отсутствия на участок, они обнаружили, что забор, его ограждающий, полностью снесен, деревья выкорчеваны трактором, а слой плодородной земли полностью вывезен в неизвестном направлении.
Кроме этого участка, подобному налету подверглись еще два соседних. По словам очевидцев, землю вывезли на некий объект, находящийся в поселке Алатау. А по словам дочери пострадавших, у нее создалось впечатление, что участковый полицейский знает, чьих рук это дело, но боится об этом говорить.
Неудивительно, что внутри страны немедленно заподозрили, что владелец объекта, на который была вывезена земля, является родственником или приближенным «лидера нации» Нурсултана Назарбаева. Ведь именно в таких случаях в стране закон и правоохранительная система автоматически парализуются.
Резюмируя сказанное: очень похоже, что в Казахстане, чтобы хоть что-то сдвинуть с места, нужно срочно «лечить» всех и на всех уровнях. Вопрос только — как?
Если судить по приговору, который на днях лондонский суд вынес Айсултану Назарбаеву, внуку первого президента РК и сыну председателя Сената Парламента РК Дариги Назарбаевой (год лишения свободы условно с испытательным сроком в 18 месяцев, 140 часов общественных работ, продолжение лечения от наркозависимости в профильной клинике, штраф в размере около 1300 долларов и возмещение нанесенного им ущерба на сумму около 6,5 тысяч долларов), то представителей правящей элиты и их деток проще всего «экспортировать» за пределы Казахстана, и пусть ими там займутся западные суды.
А вот что делать с теми, кто останется?