Хрен теперь, Лаврентий Павлович, ты свежего пивка выпьешь!». Думая о Масимове, вспоминается Берия. Почему?
Задержание Масимова я почему-то мысленно сравниваю с арестом Лаврентия Берия. Я ни в ком случае не намекаю на схожесть методов работы двух чекистов, но мне кажется, что слишком много общего в судьбоносных деталях двух масштабных фигур.
Арест. 5 января президент Токаев провел рабочее совещание с членами правительства. Тогда, если вспомнить, Карим Кажимканович сидел очень уверенно и спокойно. Масимов при любой должности и в любом кресле всегда отличался невозмутимостью. Говорил вкрадчиво, тихо, изредка лишь улыбаясь как мультяшный кот Леопольд, который призывал жить дружно. В Акорде на тот момент никто наверняка предположить не могли что соратник Назарбаева, ближайший человек семьи Елбасы в ночь с 5 на 6 января будет задержан.
Берию арестовали в Кремле. На заседании президиума совета министров. И как пишут историки «разоблачение Берии стало первым актом публичной политики постсталинского Советского Союза». В этом что-то есть, правда?
Реакция общественности. Когда по радио сообщили о задержании Лаврентия Павлович, простые, а точнее далекие от политики люди — не удивились. В то неоднозначное время посадить могли кого угодно. Арест Масимова для рядового казахстнца тоже особым изумлением не стал. Но это больше от политического равнодушия. Сегодня Масимова, завтра другого посадят, какая разница, если в стране от этого совершенно ничего не меняется? Разве что богатые по-прежнему богаты, бедные по-прежнему бедны.
Берию обвинили в работе на иностранную разведку – никто не удивился. Карим Кажимканович подозревается в получении взяток от иностранцев – никто усом не пошевелил, лишь бы сахар в «Магнуме» не заканчивался.
Обвинение. Долго раздумывали, за что судить Лаврентия Павловича? Сначала решили, что он задумал нанести вред партии. Генпрокурор Руденко напомнил, что в Уголовном кодексе такой статьи нет. Потом вроде как решили судить, а потом и казнить за изнасилование женщин. Дополнительно Берию обвинили в шпионаже. Вспомнили его прошлое в контрразведке. В итоге Берию арестовали по обвинению в измене Родине в форме шпионажа с целью захвата власти.
Карима Кажимкановича в январе задержали по подозрению в попытке захвата власти, государственной измене. Недавно его обвинили в коррупции. Во время суда над Берия прозвучала версия про «моральное разложение». Словом, еще не вечер. Похоже, скелеты в шкафу Масимова дожидаются своего часа.
Дискредитация. Те, кто недавно сидел за одним столом с Лаврентием Павловичем, горячо жал ему руку и клялся в преданности — после его задержания ломали голову, какую бы посерьезней статью придумать. Предшественнику Берия Ежову инкриминировали статью за гомосексуализм. Стали сразу же арестовывать тех, кто работал с ним в Грузии, когда он руководил ведомством безопасности. Вместе с Масимовым задержаны его замы КНБ.
Назначили виновным, потому что боялись? На момент суда над Берия все было строжайше засекречено. Прямо как сейчас с Масимовым. Максимально закрыто. Дозировано. Все исключительно с обвинительным уклоном. И поэтому у обычных людей создается (ложное?) представление про «козла отпущения».
Формулировка и риторика. Со дня казни Берия прошло почти 70 лет, и люди до сих пор не знают действительно ли он был преступником, садистом и негодяем? Или же он был эффективным менеджером? А может он всего лишь жертва политической борьбы? И тут возникает резонный вопрос, а какими в истории останутся Назарбаев, Масимов и другие политические тяжеловесы?
Чтобы не было кривотолков необходим открытый суд над бывшем чекистом страны. Или действующий режим боится, что если глубоко копать, то можно ненароком выйти на себя?