Пока скучноватый «мини-сериал» с президентскими выборами подходит к финалу, куда более интересные сюжеты могут ожидать нас на внешнеполитической арене, считает тtelegram-канал «Злобная татешка».
На наш взгляд, выбранные сюжеты заслуживают внимания.
Итак, какие «подводные течения» международной политики могут затронуть Казахстан в ближайшие месяцы?
1. Как известно, с 1 января 2023 года начнется транспортировка казахстанской нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. В начальную точку маршрута «черное золото» будет доставляться танкерами из Актау.
Диверсификация маршрутов поставок отечественной нефти на внешние рынки, о чем в конце октября упоминал президент, приведет к активизации контактов нашей страны с партнерами как минимум по трем направлениям: ЕС, Азербайджан, Турция (не забываем, что 1076 км вышеназванного трубопроводного маршрута проходит по ее территории).
А, как показывает опыт, одно направление международного сотрудничества редко «повисает в воздухе», не затрагивая как минимум несколько других. В случае с Азербайджаном – это возможные подряды для казахстанского стройбизнеса в Карабахском регионе.
Кстати, в нашей внутренней политике это может стать дополнительной «морковкой» для лояльных представителей отрасли, что, в свою очередь, приведет к росту лоббистской активности предпринимателей из этой сферы.
Про проект партии «Еңбек» еще не забыли? Впрочем, лоббисты стройбизнеса будут действовать и чуть менее прямолинейно, рассовывая своих людей по наиболее перспективным политпроектам накануне выборов в мажилис.
В отношениях с ЕС – это могут быть не только договоренности об инвестициях, но и, возможно, сотрудничество силовиков. Например, какой-то обмен информацией по поводу активов и деятельности отечественных олигархов в Европе.
Скажете, страны Евросоюза на такое не пойдут? Ну, так и энергокризис явно не на пике. А просто «попить чаю» европейские чиновники вряд ли так зачастили бы в Астану. Недавние переговоры Боррелем – еще один яркий пример.
2. Турция – отдельная тема.
Страну в 2023 году ждут президентские и парламентские выборы, причем, явно не скучные. Эрдогану важно будет продемонстрировать свои достижения по влиянию в тюркском мире, причем, не только избирателям.
Все помнят, как недавно глава МВД Турции Сулейман Сойлу резко отреагировал на соболезнования США в связи с терактом в центре Стамбула.
И гораздо более узкий круг экспертов заметил вполне позитивные для Анкары итоги переговоров Байдена и Эрдогана на полях саммита G20. Там, например, было заявлено о подвижках по поставкам Турции американских F-16 – очень важный для Анкары вопрос.
Но, чтобы «ковать железо, не отходя от кассы», представление о Турции, как влиятельном игроке в той же Центральной Азии (кстати, мягком подбрюшье Китая), нужно постоянно подпитывать.
Как итог – нас явно ждут новые раунды «теннисной дипломатии».
Другая сторона той же медали на ближайшую перспективу – вероятно, более значительные закупки турецких вооружений для модернизации нашей армии. Около недели назад в Астане прошли переговоры между военными ведомствами наших стран об оборонном сотрудничестве, но и активного взаимодействия в сфере военных поставок вполне можно ожидать.
Но вложения в перевооружение армии еще не означает роста ее эффективности. Так что в ближайшие полгода-год вполне вероятны антикоррупционные расследования в отношении функционеров нашего Минобороны.
3. Конгрессмены и сенаторы США, избранные на промежуточных выборов, займут свои кресла в январе.
Палата представителей переходит под контроль республиканцев, которые обычно больше внимания уделяют теме сдерживания Китая, то есть и работе у его границ. А значит – как минимум в 2023-2024 годах нас может ждать более активное посещение Казахстана парламентскими делегациями из США.
4. Владимир Путин около месяца назад приглашал лидеров стран СНГ на неформальный саммит в Санкт-Петербург в конце декабря. Российскому и нашему президенту будет, что обсудить.
В том числе, тарифы на транзитные перевозки российского зерна по территории Казахстана, о чем уже поднимали вопрос представители «Российских железных дорог» и АПК наших северных соседей.
Но в международной политике редко бывают переговоры вне принципа «ты мне -я тебе». Что именно может предложить российская сторона? Среди прочего – тот же обмен информацией между правоохранительными органами об интересах и активах наших олигархов на их территории.
Но, кроме этого, а также, например, вопросов работы Каспийского трубопроводного консорциума, может быть затронута и тема российских поставок для газификации наших северных и восточных областей. Вспомним хотя бы переговоры Болата Акчулакова с главой «Газпрома» Алексеем Миллером в мае.
Если на фоне заинтересованности Москвы во встречных шагах со стороны Астаны, Россия пойдет на определенные уступки по условиям таких поставок – темпы газификации у нас могут ускориться.
Но это будет означать и активизацию инфо-войн вокруг возможности наших олигархов и чиновников извлечь выгоду из процесса проведения этих работ. Так что уже в первой половине 2023 года медиа-удары по руководству Минэнерго и акимам северных и восточных областей могут стать куда более интенсивными.
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887. И есть еще несколько способов – они на этой странице.