Министерство культуры и информации не так давно совершило практически каминг-аут — призналось в том, что 5 лет финансировало полумертвые кинопроекты, отбившие в прокате только 8 процентов от потраченных денег, пишут авторы телеграм-канала «Всемирное шежiре».
«За 5 лет существования Центра кино профинансировано 103 проекта, из которых завершено производство 98 фильмов различных жанров на сумму 19 млрд тенге. В том числе 42 художественных, 23 документальных, 25 короткометражных фильмов, 8 анимационных. В кинотеатры, телевизионный и онлайн прокат выпущено лишь 23 картины (художественные фильмы — 20, документальные фильмы — 3). 27 фильмов, снятых до 2023 года включительно, выйдут в прокат в 2024 году», — говорится в сообщении Минкульта.
Ведомству потребовалось 5 лет, чтобы понять — именитые производители национального кино — Турсунов, Нугманов, Сатаев, Байгазин и сама киностудия «Казахфильм» — «не заинтересованы в прокате, так как в период реализации проектов они уже гарантированно получили свои гонорары». Ведь именно так министерство Аиды Балаевой объясняет ситуацию.
В принципе, ничего удивительного, ведь за эти годы Минкультом руководили пятеро. До июня 2019-го — опальный Арыстанбек Мухамедиулы, затем до января 2022 года — Актоты Раимкулова, после нее до января 2023-го — Даурен Абаев, а по сентябрь 2023 года — Асхат Оралов.
Балаевой фактически досталось та статистика кинопроизводительности на бюджетные деньги, которую мы теперь и знаем.
Мухамедиулы на посту министра было явно не до кино. Чем он занимался, известно из приговора суда, по которому он в июне 2023 года получил 8 лет лишения свободы за хищения с использованием служебного положения, а 13 февраля 2024-го добавили еще 3 года по другому эпизоду.
На период Актоты Раимкуловой пришелся карантин, а в 2021 году она пообещала расцвет «Казахфильма» после модернизации киностудии. По факту же Минкульт признает, что учреждение находится в кризисной ситуации.
Даурен Абаев тоже в свой «культурный» год был занят делами поважнее национального кино. Блистал искрометными шутками и запрещал прокат зарубежных мультиков. Про его спор с журналистом на тему «сверху или снизу» в 2022 году было много мемов.
У Асхата Оралова, самого молодоого из министров культуры, была своя изюминка — он придумывал обещания.
Например, в апреле 2023 года он заявил, что в планах ведомства «увеличить прокат казахстанских фильмов в кинотеатрах страны до 35 процентов к 2030 году и продвигать казахстанский кинематограф на международных фестивалях и конкурсах». По факту все происходит с точностью до наоборот. До такой степени, что министерство при новом руководителе собирается изменить схему финансирования киноиндустрии.
Что еще интересно — отбором кинопроектов для бюджетного финансирования все эти 5 лет занимался созданный в январе 2019 года Государственный центр поддержки национального кино. Раз в год на своем сайте он выкладывал информацию о количестве фильмов в производстве и проводимой претензионно-судебной работе с кинокомпаниями, не выполнившими условия договора с государством. Но чтобы так честно, как это сделало на днях Министерство культуры, Госцентр, конечно, не раскрывался. Что не может не вызывать вопросов о прозрачности и справедливости проведенных конкурсов и их результативности с точки зрения освоения бюджета.
Кстати, в списке фильмов, снятых и не показанных в прокате или не отбивших затраченные деньги с 2019 по 2023 годы, 20 картин — казахфильмовские. То есть не только частный сегмент завалил работу с зрителями, но и государственный.
Впрочем, о чем это мы? Это ведь вечный казахский сериал — горестно вздыхать о том, что средства потрачены нерационально, а то и просто исчезли. Наша культурная особенность. Надо внести в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Наш вклад в мировую культуру».
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887.
И есть еще несколько способов – смотрите на этой странице.