До сих пор особо чувствительные алматинцы после землетрясения не могут спать спокойно, так как ощущают афтершоки. Но что примечательно, «афтершоки ощущаются и в правительстве».

Об этом пишут авторы телеграм-канала «Всемирное шежiре»:

«Токаев, находясь с рабочей поездкой в Алматы, поставил на вид министру по ЧС Сырыму Шарипханову неудовлетворительную работу ведомства.

«Если считаете свою работу неподъемной, дайте знать, здесь ничего зазорного нет. Вернем на научно-преподавательскую работу», — сказал президент.

Министр, очевидно, оказался виноват в том, что его подчиненный, который вышел на связь с алматинцами только через полчаса после толчков, слишком долго пытался сообразить, как лучше успокоить горожан.

И, видимо, с перепугу не сообразил. По этому поводу уже прошелся казахстанский стендап-комик Галым Калиакбаров, выдавший как бы смешной спич о том, как алматинцам следует себя вести:

«Первое — это не паниковать. Ни в коем случае не паниковать. Паниковать можно только тогда, когда зазвучала сирена. Их поэтому же не включают, чтобы люди не паниковали».

Между тем до разноса Шарипханова под раздачу уже попадал его предшественник. В июне 2023 года после лесного пожара в резервате «Семей Орманы» Абайской области с должностью главного спасателя попрощался Юрий Ильин. За что? За то, что не вовремя начал тушить, не так тушил, неправильно спрогнозировал развитие событий. Хотя, как писал «Шежiре», вопросы были ко многим, но снять решили главного спасателя.

Что Шарипханов, что Ильин — чисто технические работники, пусть и с гигантским стажем и практическим опытом, но прогорели за тактические недоработки. Таковы законы жанра. Если предположить, что выговор нынешнему министру — звоночек к будущему увольнению, то жажда справедливости будет утолена только до ближайшего природного или техногенного события. Потому что система предупреждения и ликвидации ЧС в Казахстане, кажется, финансируется и содержится по остаточному принципу.

Когда в конце 2022 года верстали трехлетний бюджет 2023-2025, Ардак Тиес, руководивший тогда аппаратом МЧС, выступая в парламенте, говорил, что ведомству остро не хватает как минимум три тысячи единиц спецтехники.

«На самом деле, у нас расчеты все есть. Они основываются на нормах положенности, которые ни по каким параметрам не соответствуют. Мы только по боевой одежде пожарных в этом году вышли 90 процентов. По всем другим параметрам такого нет. Например, 121 пожарного депо не хватает в стране!»

Откровенно говоря, там и зарплаты у спасателей были «без слез не взглянешь» — 140 тысяч тенге. Что изменилось с того времени? Правильно, МЧС еще порезали бюджет. Хотя после пожара в «Семей Орманы» дали денег из правительственного резерва «залатать дыры».

О каком развитии передовых технологий в области предупреждения и ликвидации ЧС можно говорить в такой обстановке?

Зато «цифровой мальчик» Багдат Мусин как всегда не растерялся и намекнул правительству, что готов за пару месяцев сообразить систему мгновенной рассылки предупреждений о ЧС, если ему дадут денег. И Мусину могут дать, он сам в негласной иерархии намного выше скучных мужиков из спасательного ведомства. Те для нас что-то вроде сантехников и дворников, но в погонах. На дворниках всегда можно оторваться.

Чрезвычайная ситуация, которая по идее должна была сплотить, вызвала к жизни простейший алгоритм «сделать грозное лицо и объявить выговор». Но только если подчиненный не очень ценный. Если же он чуть выше по весу, чем глава МЧС, то провалы практически не замечаются. Того же Алтая Кульгинова, бывшего акима Астаны, уволили после серии скандалов, в сравнении с которыми перформансы МЧС и ДЧС — детсадовский утренник.

Чем же следует заниматься МЧС — выбиванием бюджетов или спасением жизней? Лучше и первым, и вторым. Если первым, то во главе ведомства должен быть политический тяжеловес. Если вторым или всем сразу, то опытный аппаратчик и при этом специалист в своей отрасли.

Ну а если МЧС нужно просто, чтобы было, то можно все оставить как есть».

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.