Выборная кампания в Казахстане миновала важный рубеж – Центральная избирательная комиссия РК и местные избирательные комиссии завершили регистрацию соответственно кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента РК и маслихаты всех уровней.
Из сообщений в прессе и социальных сетях можно сделать вывод, что в этот раз «входной контроль» для желающих стать народными представителями был не столь жестким и плотным, как это имело место быть во времена «царствования» Нурсултана Назарбаева.
Видимо, Акорда не решилась, главным образом памятуя об январских событиях прошлого года, резко сократить число кандидатов, и в связи с этим завязалась интересная внутриполитическая интрига.
Дело в том, что, с одной стороны, результаты предстоящих 19 марта 2023 года досрочных выборов по сути уже предопределены Акордой — наверняка победит партия «Аманат» и ее два-три-четыре провластных попутчика.
С другой — избиратели в массе своей через месяц получат возможность достаточно искренне проголосовать, поскольку число политических партий и фамилий кандидатов в избирательных бюллетенях будет намного больше чем обычно. Плюс там предусмотрена графа против всех.
В то же время было бы крайне интересно узнать — является ли энтузиазм нынешних кандидатов в депутаты отражением (выражением) настроений в казахстанском обществе или это всего лишь порыв души относительно небольшой прослойки политически или социально активных граждан?
В первом случае Акорде не позавидуешь – хотя переход протестных настроений в мирное (избирательное) русло, несомненно, посодействует укреплению текущей внутриполитической стабильности в республике, оно одновременно приведет к росту требовательности и требований к казахстанским властям всех уровней.
Именно поэтому для президента РК Касым-Жомарта Токаева и его команды предпочтительно второе. То есть когда значительная часть ЛОМов (лидеров общественного мнения), став депутатами, окажется вынужденной играть на чужом поле, а их активность будет использоваться в интересах «суперпрезидентской» вертикали.
Также хотелось бы узнать, насколько готово к выборам то, что пока представляет собой только прообраз оппозиции. Ведь настоящих оппозиционных партий в Казахстане нет и в ближайший год не предвидится, и в досрочных выборах 19 марта 2023 года будут участвовать гражданские активисты, число сторонников которых исчисляется максимум сотнями человек. Так вот, смогут ли они начать сотрудничать между собой, в том числе находить общие цели, договариваться как их достигнуть, убеждать друг друга и уступать друг другу ради общих целей? У нас ответа на этот вопрос нет. Между тем нет и другого варианта формирования в стране реальной, а не бутафорской оппозиции.
Благодаря «токаевским» поправкам в Конституцию РК и выборное законодательство у несогласных теперь есть – не «ворота», но приоткрытая (чуть-чуть) калитка, ведущая на политическое поле.
В результате ЦИК РК зарегистрировал по 29 избирательным округам 435 кандидатов, то есть в среднем по 15 человек на один мандат.
При этом, цитируем: «Наибольшая конкуренция 41 и 42 кандидата на один мандат в г. Астана, а также 37, 33, 34 кандидатов в г. Алматы. Наименьшая – 5 кандидатов в округе №25 Туркестанской области».
Что касается маслихатов всех уровней, то территориальными избирательными комиссиями «зарегистрированы 10 288 кандидатов или более 3 человек на один мандат: по 334 одномандатным территориальным избирательным округам областного, городов республиканского значения и столицы маслихатам зарегистрированы 1451 кандидатов, по выборам депутатов городских маслихатов зарегистрированы 2114 кандидатов, районных маслихатов 6723 кандидатов».
Из вышеприведенных цифр четко видно, что наибольшая конкуренция между желающими стать народными представителями и в Мажилис, и маслихаты будет в городах Алматы и Астана.
Что ж, скоро мы все получим возможность оценить, насколько представители гражданского общества готовы между собой сотрудничать и договариваться. Ведь очевидно, что если в избирательных бюллетенях будет больше десятка фамилий, то избиратели окажутся перед сложным выбором, а кандидаты в депутаты рискуют получить совсем немного голосов. Не потому, что они и их программы плохие, а просто потому, что их — хороших, талантливых и прогрессивных – слишком много на один избирательный участок.
В странах, где гражданское общество развито, в таких случаях кандидаты начинают договариваться. Те, кто понимают, что все равно потерпят поражение, снимают свою кандидатуру с выборов, но не просто так, а призывая своих сторонников проголосовать за кого-то, кто имеет большие шансы на успех и при этом политически или социально близок к ним. В результате формируется некая условная «колонна», во главе которой становится самый «проходной» кандидат, а за его спиной строятся другие бывшие кандидаты и остальные гражданские активисты. Благодаря этому шансы на то, что кто-то из тех, кто им близок по идеям и лозунгам, станет депутатом, существенно повышается.
И что очень важно с тактической точки зрения – в одномандатных округах у политических партий (а их в досрочных выборах 19 марта 2023 года участвует семь, и все они, на наш взгляд, за исключением разве что ОСДП, точно провластные и подконтрольны Акорде) будут связаны руки.
То есть их кандидаты не могут отказаться от участия в выборах и попросить своих избирателей поддержать кандидата от другой политической партии. Тогда как независимые кандидаты это могут сделать достаточно легко.
Именно поэтому мы считаем, что главная интрига предстоящих выборов, в первую очередь в Мажилис Парламента РК это не итоги выборов — они предопределены. Главная интрига в том, смогут ли гражданские активисты начать объединяться в качестве тех, кто в будущем сформирует реальную политическую оппозицию в республике.
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-747 977 5139 или на номер карты 4400 4301 4483 1945. И есть еще несколько способов – на этой странице.