Израильскую разведку и контрразведку называют лучшими в мире, тогда как они не заметили подготовку операции ХАМАСа? Или разведка предупреждала правительство о нападении, а его проигнорировали? И наконец, на что рассчитывал сам ХАМАС, зная, что Израиль многократно превосходит его в технике и резервах? Александр Гуменюк в статье, опубликованной на сайте украинского издания «Заборона«, проанализировал несколько версий.

Почему Израиль был не готов к нападению?

В первые дни боевых действий между Израилем и Палестиной спикер Армии обороны Израиля, майор Нир Динар выступил с заявлением о том, что нападение бойцов ХАМАСа стало для армии Израиля сюрпризом: «Они удивили нас и прилетели быстро из многих точек — и с воздуха, и с земли и с моря».

Неготовность армии Израиля к нападению удивила весь мир, ведь израильская разведка по праву считается одной из лучших в мире.

Анонимные источники Reuters утверждают , что в последние месяцы ХАМАС специально вводил израильскую разведку в заблуждение, что палестинские боевики не желают вступать в конфронтацию с Израилем, параллельно готовясь к массовой операции.

Одна из причин, почему Израиль не рассматривал нападение со стороны Сектора Газа как реалистичный сценарий — это достигнутые несколько лет назад договоренности между государствами о возможности выезда жителей Сектора Газы в Израиль или на Западный берег реки Иордан, что открывало им доступ к рабочим местам, медицине и другим услугам первой необходимости.

Как сообщают источники Reuters, уверенность Израиля в ненападении со стороны Сектора Газы была настолько велика, что даже тот факт, что палестинцы построили макет израильского поселения в Газе и использовали его в качестве полигона для имитации высадки военного десанта, не заставил израильскую разведку поверить в возможность нападения.

В то же время руководство ХАМАС приняло комплексные меры для того, чтобы предотвратить утечку информации. Из материала Reuters известно, что готовившиеся к этой операции бойцы не знали о целях тренировок. И даже многие лидеры ХАМАС тоже не знали о планах нападения на Израиль.

Многие эксперты уверены, что все это время Израиль смотрел в неправильном направлении и готовился к нападению шиитской проиранской организации Хезболла с южного Ливана. В частности, об этом говорит Джейкоб Даллал, израильский офицер запаса и бывший спикер ЦАХАЛа.

«Военный сценарий предполагал атаку Хезболлы с севера [Израиля], а не ХАМАСа из Газы [с юга Израиля]. Никто не думал, что у ХАМАС есть такие возможности, особенно с учетом деятельности израильской разведки Шабак и ЦАХАЛ», — написал Даллала в газете Times of Israel.

Учитывая масштабы нападения — привлеченные сотни боевиков и тысячи ракет «земля — земля» типа «Кассам» — становится очевидным, что операция готовилась месяцами, а, может, и годами. За это время ХАМАС удалось провезти в Сектор Газа тонны контрабандной продукции — по всей вероятности, системой подземных тоннелей, которые часто называют городом под городом.

Несмотря на уверенность многих зарубежных экспертов в просчетах израильской разведки, украинский военный эксперт Роман Свитан убежден, что разведка Израиля не могла не знать о нападении:

«Это и есть задача разведки — знать о готовящемся масштабном нападении тысяч боевиков. Это не заезд одной машины, не подготовка на час. Я уверен, что разведка знала и точно докладывала [премьер-министру Беньямину] Нетаньяху. Почему это произошло, будет ясно после того, как закончится конфликт».

Вероятно, разведка знала о нападении, но власти не приняли соответствующие контрмеры.

Как ХАМАСу удалось пройти израильскую эшелонированную оборону?

Большой репутационный ущерб Израиль понес еще и потому, что одной из точек прорыва сил ХАМАС стал символ безопасности Израиля — контрольно-пропускной пункт Эрез, оснащенный всеми современными оборонными технологиями и оружием.

Бойцы ХАМАСа использовали здесь такую ​​же схему прорыва, как и в других 15 местах, где была пройдена граница с Израилем. Сначала с помощью ракет и бомб взрывались стены КПП, после чего на двухколесной технике или пешком туда заходили бойцы ХАМАС. Впоследствии к местам прорыва подтягивали тяжелую строительную технику, которая расширяла их, чтобы туда могли въехать грузовики и другой тяжелый транспорт.

Издание The Guardian опубликовало спутниковые фото КПП Эрез до и после его прорыва бойцами ХАМАС.  

Спутниковые изображения показывают пограничный пункт Эрез в июне и повреждение перехода после нападения ХАМАС в воскресенье, 8 октября. Фото: Planet Labs PBC

 

Спутниковые изображения показывают пограничный пункт Эрез в июне и повреждение перехода после нападения ХАМАС в воскресенье, 8 октября. Фото: Planet Labs PBC

Судя по снимкам, утверждает The Guardian, пункты, где происходили прорывы израильской границы, указывают на то, что ХАМАС удалось обнаружить уязвимые места в ограждении, а также проанализировать схемы патрулирования границы израильскими военными.

Сначала ХАМАС использовал дроны, чтобы вывести из строя станции сотовой связи и наблюдательные башни израильской армии, что не позволило офицерам отдаленно контролировать территорию с помощью видеокамер (также дроны уничтожили пулеметы с дистанционным управлением).

Эти факторы вместе с лишением израильских войск обороны связи и коммуникации позволили палестинцам четко понимать, где именно и в какое время лучше прорывать границу.

Одновременно с прорывами на южных границах Израиля ХАМАС перегрузил «Железный купол», выпустив около 2500 ракет. Нагрузив израильское ПВО, боевики параллельно высаживали морской (на лодках) и воздушный (на парапланах) десанты к северу от Газы, в то же время используя беспилотники.  

Военный эксперт Роман Свитан отмечает, что ракетная атака была тщательно спланирована:  

«Ни одна система ПВО не закрывает 100% [запущенных ракет]. В любой системе есть так называемый предохранительный коэффициент – количество ракет, которые могут быть одновременно отслежены и уничтожены. Если у израильской ПВО максимальная способность одновременно уничтожить одну тысячу ракет, то при запуске двух тысяч коэффициент преодолевает только одну тысячу, а вторая проходит и попадает в цель».

После прорыва границы бойцы ХАМАСа группировались и отправлялись в ближайшие военные базы Израиля по заранее запланированному маршруту, что позволило им быстро добраться до военных объектов и захватить их. Однако, отмечает Свитан, это не воинские части в европейском понимании:

«У Израиля своеобразная оборона из-за малой численности населения. Практически по всей стране разбросаны военные склады, они охраняются не столь тщательно, как воинские части. Они необходимы для того, чтобы, когда объявляется мобилизация, мобилизованные уже могли пройти боевую сборку и пользоваться вооружением. Именно эти склады и расхищал ХАМАС».

ХАМАС должен был понимать, что ЦАХАЛ — гораздо более сильный противник. На что он рассчитывал?

ХАМАС, видимо, рассчитывал на медийный эффект и дискредитацию армии Израиля, распространяя политику страха среди израильтян, которых не смогло защитить государство.

Вероятно, ХАМАС допустил ряд просчетов: например, предположил, что Израиль не будет наносить авиаудары по Сектору Газа с очень плотной застройкой, где находятся гражданские и пленные израильтяне и граждане других стран.

Фото BBC

Однако очень вероятно и то, что ХАМАС стал разменной пешкой Ирана, пытающегося сорвать договор о партнерстве между Израилем и Саудовской Аравией при медиаторстве США, который должен коренным образом изменить расклад сил на Ближнем Востоке.

Оригинал публикации по этой ссылке

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номера телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887

И есть еще несколько способов –смотрите на этой странице

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.