На шахте «Арселора» страшная трагедия – погибли шахтеры. Трагедия, к сожалению, не первая даже за последний год. Погибших и их родственников искренне жаль – их смерть на совести руководства компании и чиновников, которые упорно создают одну комиссию за другой вместо того, чтобы делать выводы из трагедий, чтобы они не повторялись.

Именно потому, что ситуация не меняется многие годы, есть смысл поговорить о том, что делать. И это не самый простой разговор.

Президент уже заявил, и со стороны «Арселора» это уже подтвердили, что предприятие будет передано государству. Вопрос в том, что будет после.

«Арселор Миттал Темиртау» – это три больших подразделения, угольное, стальное и железорудное. Еще есть большое энергетическое подразделение. Все эти отделы – уголь, руда, электричество – так или иначе обслуживают производство стали и изделий из нее. Иначе говоря, и уголь, и руду компания покупает сама у себя.

У компании куча проблем. Производство устаревшее, инвестировали в него мало. В карагандинском угле много метана. Чтобы такой уголь добывать безопасно, нужно делать дегазацию, это дорогое удовольствие. «Арселор» — крупный источник вредных экологических выбросов. На компании много социальных обязательств. Суммируя, с точки зрения продажи инвесторам это не очень привлекательный актив, особенно с учетом мирового тренда на декарбонизацию. На такой актив претендентов немного.

По сути, варианта всего три – россияне, китайцы, или оставить в собственности государства. Первые два варианта – такие себе. Большинство крупных российских игроков, которые могут позволить себе такой актив, под санкциями и потенциально токсичны. Китайцы с точки зрения контроля над происходящим и промышленной безопасности могут оказаться не лучше индусов. Про третий вариант сейчас поговорим.

Что делает собственник в случае, когда у него есть актив, который никому, кроме узкого круга покупателей, особенно не интересен? Умный собственник будет повышать привлекательность. На месте государства не стоило бы торопиться со срочной продажей «Арселора» стороннему инвестору – купит дешево, плюс будет выкручивать руки, плюс может вообще ничего не измениться. Имеет смысл поработать над тем, чтобы предприятие было привлекательным

Что для этого нужно? Для начала – полный аудит, юридический, финансовый, технический. «Арселор» в текущем виде мало чем отличается от того предприятия, которое было создано при Союзе – я в свое время в Темиртау несколько месяцев провел, и у меня был шанс проанализировать то, из чего он состоит. Сейчас предприятие – это несколько десятков тысяч (!) самых разных объектов, висящих на балансе. Они в разном состоянии, какие-то – в аварийном. Нужно понять, какие из них необходимы для работы предприятия, остальные продать. Процесс продажи должен быть предельно прозрачным, а все вырученные деньги нужно направить на модернизацию предприятия.

Второе – нужна сильная эффективная команда менеджеров, которая сможет повторить с «Арселором» историю успеха «Казатомпрома». В Казахстане такие люди есть. Новым менеджерам нужен карт-бланш на жесткую радикальную модернизацию предприятия, включая инвестиции в более экологичное производство и безопасность. Еще нужны меры государственной поддержки, включая налоговые льготы.

Третье – нужны деньги. Деньги могут быть только кредитные, само государство такую махину финансировать не сможет. Но может дать гарантии по кредитам. Такая практика была раньше, почти прекратилась в последние годы, но «Арселор» — случай уникальный.

И самое главное. Предприятие – это важный социальный объект, который дает работу тысячам людей, и это самый сложный вопрос. В современном мире модернизация предприятия очень часто означает сокращение количества рабочих мест за счет автоматизации. Такое сокращение не должно касаться тех шахтеров и других сотрудников, которые в силу возраста уже не смогут сменить род деятельности. А для молодежи нужны дополнительные гранты на образование и программы занятости, не обязательно в самом регионе.

И только тогда, когда предприятие перестанет быть монстром советского образца, перестанет ассоциироваться с плохой экологией и человеческими жертвами, можно говорить о привлечении инвесторов, не ограничиваясь узким кругом российских и китайских компаний.

Все, перечисленное выше – очень сложно. Но абсолютно неизбежно. Другие меры, кроме модернизации, избавления от несвойственных функций, юридической и структурной очистки, эффективного управления в конечном итоге снова приведут к человеческим жертвам.

Наше государство давно показало себя как довольно средний управленец. Но истории успеха были и у него. И их вполне можно повторить.

 

 

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.