Одобрение Мажилисом изменений в законодательство, формирующих институт так называемой парламентской «оппозиции», заставило нас вспомнить давний скандал, в котором был замешан инициатор, вдохновитель и главный бенефециар этих поправок.
Речь идет о депутате Мажилиса Парламента РК Азате Перуашеве, а скандал разразился пять лет назад в Швейцарии.
В мае 2015 года в Швейцарии, наверное, не было газеты, которая бы не написала о том, как депутат Криста Марквальдер позволила манипулировать собой представителям Казахстана, и о методах лоббистов, действующих на территории Швейцарии от имени и в интересах зарубежных стран.
Началась эта история в феврале 2013 года, когда состоялась встреча казахстанского политика Азата Перуашева с Мари-Луизой Бауманн (Marie-Louise Baumann), долгое время возглавлявшей отдел общественно-политических связей, а потом работавшей старшим советником швейцарского отделения Burson-Marsteller. Сеть ее контактов в Берне была весьма обширной.
Были опубликованы сканы переписки Мари-Луизы Бауманн с представителем Азата Перуашева, выставленные ею счета на самые разные суммы – от 2000 швейцарских франков до 25000.
За какие услуги? Из электронной переписки следовало, что Мари-Луиза Бауманн должна была помочь господину Перуашеву получить прямой доступ к швейцарским политикам, от которых тот хотел добиться содействия в экстрадиции Храпунова, резко критиковавшего Акорду из Женевы.
В числе других мероприятий Мари-Луиза Бауманн организовала для Азата Перуашева два посещения Федерального дворца (здание парламента) — в марте 2013-го и в июне 2014 года. Дважды она собирала представителей разных партий, с которыми Перуашев мог лично познакомиться.
На одном из таких собраний оказалась председатель Национального Совета (одна из палат парламента Швейцарии) Криста Марквальдер (Christa Markwalder), и Бауманн предложила ей сделать парламентский запрос.
«Поскольку Перуашев убедительно заявил о том, что является представителем либеральной оппозиции, мобилизующей свои силы в борьбе за экономическую свободу, против коррупции и в защиту прав человека, он казался мне достойным поддержки», — цитировали западные медиа ее слова, сказанные уже после того, как грянул скандал.
Вообще, процесс подготовки запроса (его автором была Мари-Луиза Бауманн, и она же согласовывала его текст с Азатом Перуашевым, утрясала моменты, на исключении которых настаивали казахи, например, им не понравилось, что в тексте три раза упоминался вопрос о соблюдении в Казахстане прав человека) вызвал, пожалуй, самое большое негодование в Швейцарии.
Некоторые медиа требовали даже привлечь Кристу Марквальдер к ответственности за нарушение служебной тайны. (Кстати, генеральная прокуратура требовала снятия с нее депутатского иммунитета, но специальная парламентская комиссия ограничилась строгим выговором).
Но главным все же в этом запросе был вопрос Федеральному совету о том, насколько негативно сказывается на отношениях с Казахстаном дело Храпуновых, упоминание которого и являлось основной целью сотрудничества Азата Перуашева и Мари-Луизы Бауманн.
По подсчетам журналистов, казахи потратили как минимум 150 тысяч швейцарских франков на услуги лоббистов. Вопрос — откуда взялись деньги?
Как писали западные медиа, возможно, благодаря связям Перуашева с представителями семьи казахстанского президента. Эту связь они обнаружили в электронной переписке, из которой следовало, что все документы, которые присылала Мари-Луиза Бауман, в том числе от Кристы Марквальдер, лоббисты просили согласовать с человеком, инициалы которого Т.А.
К слову заметим, что скандал с Кристой Марквальдер и Мари-Луизой Бауманн был не единственным. Казахстанские власти довольно долго пытались укрепить свои позиции в Швейцарии, налаживая выгодные связи и привлекая к сотрудничеству влиятельных политических и общественных деятелей.
Среди таких лиц был, например, и депутат-либерал Вальтер Мюллер (Walter Müller), в мае 2014 года совершивший деловую поездку в Казахстан, которую полностью профинансировала принимающая сторона. Когда эта информация вылезла наружу, он оказался под огнем критики как швейцарских средств массовой информации, так и своей партии.
А в 2013 году Филиппо Ломбарди (Filippo Lombardi), бывший председатель швейцарского сената, с удовольствием сфотографировался в Астане вместе с Касым-Жомартом Токаевым.
После этого визита в своем блоге Ломбарди записал: «Личность, которая производит (на меня) наиболее сильное впечатление, это президент Назарбаев (…) Не случайно, что его популярность столь высока, а двум маленьким оппозиционным партиям (одной коммунистической и второй — либеральной) так и не удалось до сих пор предложить убедительную альтернативную программу, даже независимо от того, насколько демократична или недемократична в Казахстане процедура проведения выборов. Но и с чисто формальной точки зрения нужно признать, что Назарбаев, учредив двухпалатный парламент, смог дать своему народу настоящий инструмент демократии».
Естественно, после этого его заявления грянул новый скандал.
Кстати, в швейцарских медиа была опубликована схема взаимодействия казахстанских лоббистов с швейцарскими политиками и не только.
В завершение заметим, что казахстанский скандал плохо сказался на репутации Кристы Марквальдер, которая была председателем Национального совета Швейцарской Конфедерации. В 2019 году она надеялась пройти в Сенат (довыборы в него проходили в ноябре прошлого года), но набрала всего 115 163 голоса. Сегодня, судя по сообщениям в медиа, она рядовой депутат парламента от партии либералов FDP.
Зато с Азата Перуашева как с гуся вода. Теперь он готовится примерить на себя мундир лидера «парламентской оппозиции».
Разбирать историю всех наших чиновников по ту и эту сторону, это как возится в канализации(