В апреле вступило в законную силу постановление правительства, касающееся скандального проекта по продаже двух ГЭС, расположенных в Восточном Казахстане на реке Иртыш. 

«Разрешить АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» совершить сделку по отчуждению 100% доли участия в ТОО «АЭС Усть-Каменогорская ГЭС» и 100% доли участия в ТОО «АЭС Шульбинская ГЭС» в пользу АО «Самрук-Энерго», — процитировал документ КазТАГ.

Скандальным проект стал по нескольким причинам.

О том, что 100% процентов акций двух электростанций будут проданы частным лицам, стало известно в январе 2021 года. А начиная с апреля неравнодушные казахстанцы стали оставлять подписи под петицией, требовавшей отменить продажу ГЭС. И в течение всего 2021 года в соцсетях были опубликованы десятки постов, в которых авторы призывали отменить приватизацию.

«Попытка передать столь значимые объекты, от деятельности которых зависит значительная часть экономики Восточного Казахстана и судьбы городов, выглядит разбазариванием государственного имущества ради неких целей «передачи в конкурентную среду». От работы и управления этих гидроэлектростанций в значительной мере зависит и жизнеобеспечение городов, но и цена на электрическую энергию», — говорилось в петиции.

Но наибольшую скандальность этому проекту придала возможная причастность к нему первого президента страны Нурсултана Назарбаева. Предполагалось, что иностранными инвесторами выступят инвесторы из ОАЭ, и 50% производимой обеими ГЭС электроэнергии, начиная с 2026 года, будут уходить на заводы некоего, так и не названного, казахстанского инвестора (на минутку, электроэнергия, производимая этими ГЭС, считалась самой дешевой в Казахстане). 

О том, что к схеме может быть причастен Нурсултан Назарбаев, косвенно указывало несколько фактов.

Во-первых, впервые информация о том, что в ОАЭ были достигнуты договоренности по реализации инвестиционных проектов на сумму свыше 6 млрд долларов, была озвучена на официальном сайте первого президента после его визита в ОАЭ в октябре 2020 года. И тогда же об этом доложил действующему главе государства премьер-министр страны Аскар Мамин, также посещавший ОАЭ с официальным визитом.

Спустя год Мамин вновь посетил ОАЭ, в ходе которого было подписано «межправительственное соглашение об установлении долгосрочного стратегического партнерства по развитию проектов в приоритетных отраслях экономики» с общим объемом инвестиций в размере все тех же 6 млрд долларов.

Визит Аскара Мамина в Эмираты. Фото primeminister.kz

«Это, как мы называем, схематоз чей-то. Можем только догадываться чей. Судя по тому, что целый премьер ездил договариваться, мы можем догадаться, кто может давать указания премьеру. В нашей стране это два человека: либо первый, либо второй президент. Я не думаю, что второй президент был в состоянии такую бизнес-сделку организовать. С точки зрения бизнес-навыков первый в этом смысле в сто раз сильнее», — комментировал эту информацию в интервью YouTube-каналу «ГиперБорей» эксперт в области энергетики Асет Наурызбаев.

В свою очередь «Республика» высказала мнение, что пресловутые 6 млрд  долларов – это средства не столько арабские, сколько казахстанские.

«Скорее всего, это будут отнюдь не иностранные инвестиции, а средства клана первого президента РК и его приближенных, которые были ранее выведены из страны в офшорные структуры и до последнего времени хранились в банках и фондах в ОАЭ», — говорилось в материале «Что стоит за визитом Мамина в ОАЭ».

Однако, несмотря на скандальность, в декабре 2021 года правительство презентовало в парламенте проект Закона «О ратификации Совместной декларации Правительства РК и Правительства ОАЭ о создании долгосрочного стратегического партнёрства для развития проектов в приоритетных отраслях».

Но потом случился Кантар, и 10 января 2022 года законопроект из парламента отозвали постановлением, подписанным на тот момент и.о. премьер-министра Алиханом Смаиловым.

Мы предположили тогда, что это Нурсултан Назарбаев просто передумал возвращать свои деньги в Казахстан: в условиях социального кризиса такой шаг был чреват потерей активов.  

Цитируем публикацию 2022 года «По поводу денег Назарбаевых в ОАЭ»:  

«10 января 2022 года исполняющий обязанности премьер-министра РК Алихан Смаилов (то есть еще официально не будучи главой правительства) подписал постановление об отзыве из Мажилиса Парламента РК законопроекта: «О ратификации Совместной декларации Правительства Республики Казахстан и Правительства Объединенных Арабских Эмиратов о создании долгосрочного стратегического партнёрства для развития проектов в приоритетных отраслях».

 

К сожалению, в сообщении на официальном сайте премьер-министра РК   нет ни слова о том, почему распущенный кабинет министров вдруг озаботился этим вопросом, да к тому же в столь неподходящее время – когда противостояние между народом и властью еще продолжалось, а на следующий день должен был решаться вопрос, кто войдет в состав нового правительства.

 

По оценке KZ.expert, причина такой торопливости и решительности и.о. премьер-министра РК Алихана Смаилова и его соратников проста – они получили распоряжение от первого президента РК.

 

Ну а почему Нурсултан Назарбаев вдруг решил, что 6 с лишним миллиардов долларов так называемых инвестиций из ОАЭ в Казахстан перестали быть нужными стране, очевидно.  После январского «взрыва» протестных настроений он, судя по всему, передумал возвращать свои деньги на Родину».

И вот спустя два года к приватизационным планам, похоже, вернулись.

Остается только предполагать, кто на сей раз стоит за правительственным решением: то ли опять первый президент, не утративший планов «легализовать» свои средства, то ли действующий глава государства, поднакопивший опыта в подковерных бизнес-сделках.

Впрочем, в Министерстве энергетики Казахстана пока заявляют, что приватизировать ГЭС не собираются.

Алмасадам Саткалиев. Фото zakon.kz

Вопрос о продаже ГЭС в частные руки был поднят 3 апреля в ходе заседания мажилиса парламента РК.

Отвечая на вопрос депутата Ерлана Саирова «Вы как государственный служащий даете гарантию, что эти ГЭС останутся в лоне государства?», министр энергетики Алмасадам Саткалиев ответил следующее:

«В рамках моей компетенции министра энергетики мы даем гарантии, что продажа данных ГЭС частным инвесторам не будет осуществлена. Дальнейшая продажа, отчуждение этих энергоактивов не планируется. В силу того, что ГЭС являются ключевыми объектами энергетики, есть вопросы, связанные не только с эффективной эксплуатацией этих ГЭС, но и соблюдением водных режимов, обеспечением регулирующей мощности, своевременного накопления воды, поэтому речь о передаче каких-то активов не идет».

К чему, интересно, тогда вышло это постановление с разрешением отчуждения?

УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ на эту тему из наших публикаций:

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

_

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона  8-777 681 6594   или карты 4400 4302 1819 1887

И есть еще несколько способов – смотрите на этой странице 

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.