Пресс-конференция, которую активисты движения «Нет утильсбору» провели в Алматы 28 мая, была посвящена позитивному факту: петиция за отмена платежа набрала 50 тысяч подписей — теперь должна быть рассмотрена правительством.

В течение 40 дней должна быть создана рабочая группа, проведены публичные слушания, а уполномоченное министерство – строительства и промышленности – должно высказать свое мнение. Так что активисты движения ждут, когда же правительство пригласит их к сотрудничеству.

У активистов есть реальные предложения, которые на заседании рабочей группы они  готовы огласить. Одно из них —  не отменять утильсбор, но привести его к разумному размеру. К примеру, ставка за утилизацию легкового автомобиля не должна превышать 100-200 тысяч тенге в зависимости от объема двигателя.

«Два года назад, когда на проблему утильсбора обратил внимание президент страны, правительство просто снизило ставки в два раза, и сейчас в зависимости от объема двигателя она составляет до 2,1 млн тенге. Причем чиновники провели снижение безо всяких расчетов. А у нас есть конкретные цифры: участники рынка предлагают утилизацию легкового авто за 74-85 тысяч тенге. Приснопамятный «Оператор РОП» по договорам с заводом по утилизации, принадлежащем Алие Назарбаевой, все эти годы утилизировал авто по 120 тысяч тенге, а казахстанцы платили (до снижения ставок) до 4 млн тенге – такая шла переплата», — привел цифры в ходе пресс-конференции лидер движения – политик и общественный деятель Санжар Бокаев.

Особое внимание он обратил на тот факт, что сегодня бенефициаром утильсбора являются не предприятия по переработке различного рода отходов (собственно, смысл утильсбора заключается в том, что загрязнитель платит за «производство» мусора в процессе выпуска продукции), а предприятия т.н. отечественного автопрома, который до сих пор находится на стадии крупноузловой сборки автомобилей, завозимых в Казахстан из страны-производителя авто.

По  словам Бокаева, казахстанские автомобилестроители получают до 98% утильсбора, и подается это «под соусом» поддержки производства:

«Да, автропром тоже платит утильсбор: собрали 250 млрд тенге – 100 млрд тенге заплатил автопром. Но этот платеж для них —  возвратный. К тому же, у нас есть опасения, что наш автопром, поскольку он оплатил утильсбор, включает его в стоимость автомобиля. Иначе ничем нельзя объяснить столь высокую стоимость отечественных машин. Получается, при возврате им вернулся чистый кэш.

При этом им вернули не 100 млрд, а 245 млрд. Зачем? Якобы для стимулирования отечественного автопрома.

Но какой он отечественный, если все узлы завозные? И какая разница для меня, как потребителя, где собран этот автомобиль: здесь или, допустим, в Корее?»

По мнению Бокаева, идет подмена понятий: автопром – да, отечественный, но у него есть конкретные акционеры, бизнес этот – частный, и почему его должны поддерживать за счет платежей простых казахстанцев – ему непонятно.

Если же ситуацию с утильсбором сейчас не изменить, Бокаев предрекает, что казахстанский автопарк продолжит стареть. Собственно, по его выкладкам, средний возраст машин в стране и так за последние девять лет вырос с 15 до 22 лет, что делает наш автопарк самым старым в СНГ.

Кроме того, износ сельскохозяйственной и специальной техники составляет более 70% по сравнению с 50–60% в других странах Содружества.

Бокаев предупреждает: если по петиции не будет принято конкретного решения о пересмотре, активисты обратятся во Всемирную торговую организацию (ВТО):

«Утильсбор в том виде, у котором он существует у нас, нарушает положения Генерального соглашения ВТО по тарифной политике, и у Казахстана могут возникнуть определенные проблемы. Мы готовы также инициировать референдум по вопросу о пересмотре утильсбора. Уверен, мы соберем достаточное количество подписей. Но надо ли правительству идти на затраты по проведению плебисцита, если вопрос можно решить в течение 40 дней?»

Заметим к слову, что позитивный настрой участников движения на конструктивное сотрудничество с правительством разбивается о последние заявления министра промышленности и строительства Каната Шарлапаева.

Буквально накануне пресс-конференции Шарлапаев в кулуарах парламента заявил (см. видео), что встречался с противниками утильсбора (всего их якобы человек 12) и сделал для себя вывод, что все они «зарабатывают тем, что покупают машины из-за рубежа, привозят их и продают здесь».

А еще в ходе правительственного брифинга 28 мая добавил, что «… в случае если у нас будут альтернативные петиции, они тоже будут приняты к рассмотрению и точно так же будут рассматриваться государством».

И ведь знал, о чем говорил.

25 мая на той же платформе Epetition.kz появилась петиция под воодушевляющим названием: ««За рост доходов народа! За развитие промышленности!» За три дня она набрала более 10 тысяч подписей. Напрямую о защите утильсбора в ней не говорится, но утверждается, что «… внедрение жестких мер протекционизма и поддержка отечественного бизнеса — это распространенная и эффективная практика всех развитых мировых держав».

К слову, на казахстанских t-каналах появилась информация от анонимных источников, что сотрудников Qarmet (бывшего Arcelor Mittal) заставляют «добровольно-принудительно» подписать эту петицию. А если учесть, что недавно главой Qarmet стал Андрей Лаврентьев (президент Ассоциации казахстанского автобизнеса и председатель совета директоров АО «Группы компаний Аллюр», в которую входят «Агромашхолдинг» и «СарыаркаАвтоПром»), выводы напрашиваются неутешительные.

В заключение напомним, что 2 октября 2023 года президент Казахстана подписал Закон «Об общественном контроле», в котором, в частности, регламентирован институт петиций. И если петиция, размещенная на портале Epetition.kz, набирает 50 тысяч подписей, она должна быть рассмотрена правительством. Петиция об отмене утильсбора – пока единственная, преодолевшая этот барьер.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ на эту тему:

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

_

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона  8-777 681 6594  или карты 4400 4302 1819 1887.И другие способы на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.