Рекордный урожай, зреющий сейчас на полях Казахстана, станет проблемой для отрасли. Не исключено, что многие фермеры в лучшем случае лишь вернут свои вложения, но прибыль получить не смогут.

Засухи и наводнения прошлых лет, от которых страдали казахстанские фермеры, могли бы окупиться в 2024 году. На полях зреет очень хороший, если не рекордный урожай зерновых, при самом оптимистичном прогнозе его объем перевалит отметку в 30 млн тонн, что станет рекордом для страны с 2011 года (29,7 млн тонн). Такой объем формируется даже вопреки условиям весенней кампании: задержка финансирования, поздняя посевная, проблемы с качественным семенным материалом. Но сегодня многие фермеры, вместо радостного предвкушения, начинают подсчитывать убытки.

Главная проблема – зерно попросту некуда продавать в таких объемах.

Традиционно внутреннее потребление Казахстана составляет 6 млн тонн. Объем среднегодового экспорта – 6-8 млн тонн. Причем у Казахстана сформировались традиционные рынки, на которые республика поставляет зерно и муку много лет – Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, Иран, Китай, небольшие объемы покупают Туркменистан, Азербайджан, Турция, Тунис, страны Балтии.

Исключением стал 2022-2023 маркетинговый год – на экспорт отправили 10,7 млн тонн пшеницы с учетом муки в зерновом эквиваленте. Но это – максимально возможный объем, на пределе инфраструктурных мощностей для экспорта.

В текущем году ситуация с экспортными рынками для казахстанских зерновиков осложняется.

Во-первых, в Узбекистане, Афганистане и Китае также, как и в Казахстане, ожидается высокий урожай.

Во-вторых, Россия, где также ожидается хороший урожай, активно вытесняет казахстанских поставщиков с традиционных рынков.

К примеру, только за сезон 2021-2022 Россия увеличила экспорт муки в Афганистан в 20 раз, и продолжает наращивать эти объемы. Таджикистан увеличил закуп российского зерна в период 2022 года, когда в Казахстане вводились ограничения на вывоз (на период с 8 июля по 30 сентября 2022 года), и теперь российские поставщики лидируют в списке поставщиков зерна на таджикский рынок.

Сейчас казахстанских зерновиков не ограничивают, напротив, введен запрет на ввоз зерна в страну всеми видами транспорта из третьих стран, включая ЕАЭС до конца года. Однако от «серого» импорта этот запрет не спасает.

По разным данным, объемы «серого» импорта за последние два года в страну выросли в 2-3 раза.

Причем поступает это зерно из соседней России, легализуется в Казахстане через мелких сельхозпроизводителей и дальше уже с документами о казахстанском происхождении отправляется в экспортных партиях.

Зерновой рынок крайне чувствителен к любым колебаниям, что мгновенно отражается на стоимости. Уже сейчас, за первые две недели августа даже внутри Казахстана цены на пшеницу упали со 120 тысяч до 90 тысяч тенге за тонну (мягкой пшеницы третьего класса). К сожалению, это не предел: на зерновом рынке ожидают дальнейшего снижения, до 65-70 тысяч тенге за тонну.

Для сельхозпроизводителей это – патовая ситуация.

Сегодня чистая себестоимость тонны зерна «с поля» составляет порядка 45 тысяч тенге (учитывая затраты на семена, обработку, сельхозтехнику, ГСМ и так далее). К этому необходимо добавлять финансовые обязательства фермеров – кредитная нагрузка, лизинг сельхозтехники, долги прошлых лет, расходы по зарплатам сотрудников, если такие есть, налоговые обязательства. Это, в среднем, плюс 20 тысяч тенге к тонне зерна.

Если же во время уборки пройдут дожди, зерно станет еще дороже – к себестоимости добавятся затраты на его просушку.

Удивительно, но сейчас усугубить положение сельхозпроизводителей вновь пытается правительство. Министерством финансов уже разработан проект о введении экспортных таможенных пошлин в размере 50 долларов за тонну на злаки — пшеницу, ячмень, кукурузу, овес, рис, гречиху, зерно злаков, хлопок, отруби, жмых. Также предусматривается введение пошлин на топливо, руду, песок, соль, черные металлы.

«Они посчитали разницу между внутренней и экспортной ценой по прошлому году, — поделился с нами на условиях анонимности один из экспортеров. – Она кажется существенной – 60-70 долларов с тонны. Но «умные головы» нашего минфина забыли учесть, что в экспортной цене еще «сидят» транспортные расходы, а они как раз и составляют около 50 долларов на тонну, а то и выше».

«Понятно, им нужно пополнять бюджет, мы видим, что казна пустая. Но отрасли-то на что жить?!» — разводит руками наш собеседник.

По словам участников зернового рынка, их аргументы в правительственных кабинетах не слышат. Фактически же это приведет к тому, что поздней осенью правительство вынуждено будет вновь спасать фермеров, которые остались с рекордным, но не проданным урожаем, непогашенными кредитами и невозможностью начать подготовку к весеннему севу.

Спасение со стороны правительства – это дополнительный закуп зерна в госрезервы, пролонгация уже выданных займов и выдача очередных льготных кредитов. За счет бюджета, разумеется.

БОЛЬШЕ о попытках "поднять" агропром в Казахстане по ссылкам ниже:

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!  

 _

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594  или карты 4400 4302 1819 1887. И другие способы на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.