Похоже, что в кабмине не могут адекватно оценить масштабы бюджетной дыры. Или боятся их признать.
Осенние корректировки республиканского бюджета с изменением ключевых макропараметров – устоявшаяся традиция казахстанского правительства еще с периода финансового кризиса 2009 года. Поначалу это объясняли ручным управлением экономикой, потом – изменившимися обстоятельствами ввиду глобальных изменений, а в последние годы и вовсе перестали объяснять.
Тем не менее, внесение корректировок в республиканский бюджет текущего года в начале осени – это уже норма для правительства — вне зависимости от того, кто занимает кресло премьер-министра.
В 2024 году ситуация складывается иначе. Начнем с того, что правительство перестало в открытом режиме обсуждать итоги социально-экономического развития. На протяжении двадцати с лишним лет первое заседание правительства каждого месяца было посвящено именно итогам СЭР. Вне зависимости от состояния экономики, ключевые показатели озвучивались публично. Правительство Олжаса Бектенова изменило эту традицию – итоги публично не подводились с весны.
Больше того – даже официальная статистика не публикует ежемесячные показатели по темпам роста ВВП, ключевым отраслям экономики. Теперь обществу доступны лишь отдельные данные. О том, что по итогам 8 месяцев темп роста экономики Казахстана составил лишь 3,7%, стало известно лишь после отчета премьер-министра перед президентом.
Дефицит бюджета при этом продолжает расти. По информации министерства финансов, за 8 месяцев в бюджет поступило лишь 75,5% налогов от запланированного объема. Причем недобор сложился по ключевым видам налогов: поступления подоходного и корпоративного подоходного налога составили 71,6%, НДС – 70%.
В бизнес-кругах отмечают, что фискальные службы стараются максимально пополнять госказну, выписывая штрафы мгновенно, и нередко – необоснованно. Но пока предприниматели предпочитают обсуждать ситуацию в своем узком кругу, не вынося недовольство на широкую публику.
Наличие проблем в правительстве не отрицают. С публичным раскаянием и признанием, разумеется, никто из чиновников не выходил. Лишь министр национальной экономики Нурлан Байбазаров, по сути, подтвердил наличие серьезного бюджетного дефицита и намерение правительства увеличить размер трансферта из Национального фонда РК, не назвав при этом сумму.
Уже сейчас правительство берет из Национального фонда суммы сверх утвержденного трансферта, не дожидаясь внесения корректировок. Согласно данным минфина, на 1 сентября правительством был использован практически весь годовой объем трансфертов — 3,45 трлн тенге из годового объема 3,6 трлн тенге.
И, напомним, дополнительно были привлечены 497 млрд тенге на покупку акций «Казатомпром» для Нацфонда. Сейчас эту сумму Нацбанк поэтапно продает на бирже, пополняя бюджет ежемесячно в среднем на 240 млн долларов.
Непосредственно же из средств Нацфонда для пополнения республиканского бюджета в сентябре Нацбанк продал 945 млн долларов, а согласно планам на октябрь, эта сумма составит 1,3-1,4 млрд долларов.
А на 1 октября, по отчету минфина, из Нацфонда изъято 4 трлн тенге. Превышение допущено по гарантированному трансферту – вместо утвержденных 1,6 трлн, правительство уже «вытащило» 2,01 трлн.
Свои же расходы правительство при этом не сокращает.
Согласно отчетам об исполнении бюджета, планы по расходам выполняются скрупулезно, с минимальным, всего на 5%, отставанием. Из той публичной информации о деятельности и планах правительства, которая сегодня доступна в Казахстане, нет никаких оснований хотя бы предположить, что кабмин намерен отказаться от каких-либо своих расходов.
Очевидно, что плачевное состояние экономики не может не вызывать беспокойство, и уже ясно, что заявленной цели в 5,6% годового роста ВВП достичь не удастся. Однако пути решения на ближайшую перспективу тоже не вызывают оптимизма.
Увеличение производства, повышение спроса и экспорт практически во всех отраслях будут простимулированы правительством за счет бюджетных средств. К примеру, только поддержку сельского хозяйства правительство пообещало увеличить уже в 2025 году до почти 1,5 трлн тенге (для сравнения – в 2024 году 580 млрд, и это рекордная сумма).
А поскольку с пополнением бюджета есть серьезные проблемы, кабмин для реализации своих планов и выполнения обещаний вынужден будет не только продолжить вытаскивать деньги из Нацфонда, но и увеличивать долги. Причем как внешние (3 октября 2024 года стартовал первый с 2015 года выпуск евробондов), так и внутренние, через выпуск преимущественно краткосрочных (а значит по высокой ставке) ГЦБ, основными покупателями которых становятся отечественные же банки.
Это, безусловно, даст возможность правительству продемонстрировать красивые цифры и достижение поставленных индикаторов, но фактически загонит экономику в еще более плачевное положение, чем сейчас.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ на эту тему:
- Не Нацфонд, так ГЦБ: кабмин загоняет себя в очередную ловушку
- Соцпособия, пенсии, медуслуги. Куда уходят деньги Нацфонда?
- Как в Казахстане правительство растрачивает Национальный фонд «для будущих поколений»
- Сберегает или тратит? Что важно знать про деньги Нацфонда
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
_
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887. И другие способы на этой странице.