Фраза о том, что таксист в Казахстане может зарабатывать больше высокопоставленного чиновника, брошенная в свое время первым заместителем руководителя администрации президента Дауреном Абаевым (ныне Абаев – посол Казахстана в РФ), сегодня может расцениваться исключительно как шутка. Вряд ли рабочий день чиновника стоит 10 тысяч тенге. По словам таксистов, если их выручка составляет именно такую сумму, день, можно сказать, удался.
Но в правительственных кругах, похоже, эту фразу до сих пор считают актуальной. Иначе бы чиновники не стали исключать деятельность таксопарков из числа тех видов экономической деятельности, представители которых могут работать по упрощенному налоговому режиму.
Новый Налоговый кодекс не исключает такого вида налогообложения (упрощенного), но предполагает сокращение списка льготников. Список в виде подзаконного акта еще не утвержден, но в его проекте кода 77111 (аренда легковых автомобилей и легких автотранспортных средств) нет.
Если список утвердят в таком виде, налоги в отрасли такси вырастут с 4% до 36% (20% – подоходный налог и 16% НДС). Это повлечет за собой банкротство части автопарков, сокращение количества такси, а ценник для пассажира вырастет в 2-2,5 раза, предупреждают общественность участники рынка такси.
Подробно о том, как устроен современный рынок такси, кто кому в нем платит и почему следует ждать негативных для потребителя последствий, рассказали на пресс-конференции в Алматы председатель Ассоциации таксопарков и курьерских служб РК Мейрамбек Абелкасов, водитель Еvo Taxi Махамбет Айткужин, эксперт по налогам Дмитрий Казанцев и юрист Кайсар Егизбаев.

По словам председателя Ассоциация таксопарков и курьерских служб РК Мейрамбека Абелкасова, сегодняшний таксист – не владелец машины, на которой он работает. Он арендует ее в таксопарке и платит за аренду от 11 000 до 17 000 тенге в сутки в зависимости от класса автомобиля.
Сами таксопарки не покупают автомобили сразу — это дорого, а пользуются программами лизинга и тоже платят процентные ставки. По «упрощенке» ставка налогообложения составляет для них сегодня 4% с оборота.

«Если правительство не внесет деятельность такси в список, где «упрощенка» сохранится, таксопарки вынуждены будут поднять аренду для водителей до 15 000-22 000 тенге в сутки, иначе они просто обанкротятся. Но для большинства нынешних таксистов это будет неподъемная сумма.
Сокращение количества машин, равно как и повышение налоговой ставки, приведет к росту цен на услуги такси для конечного пассажира», — подвел некую неутешительную черту представитель перевозчиков.
О том, как выглядит сегодня рабочий день алматинского таксиста, рассказал водитель такси таксопарка Еvo Taxi Махамбет Айткужин (видео здесь).
«Выполнение одного заказа в среднем составляет полчаса. Чтобы выполнить 20 заказов (оптимально, чтобы заработать какие-то деньги), уходит 10 часов. Добавьте сюда перерыв на обед, на то, что некоторые заказы из-за пробок растягиваются по времени – таксист проводит в день за рулем по 15-16 часов.
Плюс многие из нас живут не в городе – добавьте время на проезд. Так, я встаю в 5 часов утра, а спать ложусь около часа ночи. И если за день после выплаты аренды за авто, за заправку и прочите мелкие траты за обслуживание я приношу 10 000 тенге — это праздник. Что будет, если нам повысят налоги, – предположить несложно», — объяснил Айткужин.
С другой стороны, правительственных чиновников тоже можно «понять».
Как пояснил проблему эксперт по налогам Дмитрий Казанцев, выступавший в режиме онлайн, правительство, исключая аренду легковых авто из списка тех, кто может работать по «упрощенке», борется с тем, чтобы крупные компании, также арендующие авто (а на самом деле используя авто сотрудников и т.д.), не «рисовали вычеты» и не платили за это налог в размере 4%.

«Компромисс, на мой взгляд, может быть в разработке и внедрении в Общий классификатор видов экономической деятельности (ОКЭД) отдельного вида, касающегося исключительно такси. Сегодняшнему ОКЭД уже более 10 лет, и зачастую в нем не учитываются многие виды деятельности, возникшие за это время», — предлагает Казанцев.
По словам Мейрамбека Абелкасова, в правительстве о расчетах и предложениях перевозчиков знают:
«Мы отправили не одно письмо в министерство национальной экономики и министерство финансов, но не получили ни одного внятного ответа. Отписки обычно выглядят таким образом: «Мы приняли вашу информацию к сведению и когда будем рассматривать вопрос о том, кто сможет работать по «упрощенке», мы с вами свяжемся и пригласим».
По его информации, списки эти будут утверждены как бы уже не на следующей неделе. Но с ними никто не связывался и никуда не приглашал.
Участники рынка такси не хотят работать в тени, уходить в нелегалы или бросать профессию — они готовы платить налоги, но нужны справедливые и посильные условия. Сегодняшняя пресс-конференция – это их крик души.
Кстати, как сказал еще один участник брифинга, налоговый юрист Кайсар Егизбаев, в странах с развитой экономикой такси является не роскошью, а социально значимой отраслью, пользующейся разными налоговыми льготами.

Однако отношение к международному опыту в наших властных кругах – неоднозначное: в каких-то случаях мы кичимся тем, что находимся «в общемировом тренде», в каких-то – в упор не замечаем.
Все фото и видео Юлии Козловой
БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»
В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.
«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.
Поддержать нас можно разными способами — они есть на этой странице.