Заявленная президентом страны Касым-Жомартом Токаевым 14 октября на заседании рабочей группы широкомасштабная парламентская реформа коснется норм 40 статей Конституции и, в последующем, 50 Законов и Кодексов. Однако основных новелл – две: упразднение сената и расширение полномочий мажилиса, выборы в который будут происходить исключительно по партийным спискам, без одномандатных выборов по округам. Референдум по внесению изменений в Конституцию планируется провести в 2026 году.
Между тем казахстанский политолог Димаш Альжанов полагает, что эта реформа не станет даже ремонтом существующей политической системы. Своим мнением он поделился в интервью YouTube-каналу «ГиперБорей».
Самое интересные мысли – в нашей подборке.
Почему реформа – не ремонт
«Ремонт все-таки означает улучшение. А здесь, возможно, будут просто отделываться перестановкой. Я бы начал с того, что зарегистрировал бы политические партии. Убрал бы все существующие барьеры. Пожил бы с этим годик. И потом, на фоне сформировавшейся общественно-политической дискуссии и того, что необходимо усилить парламент, провел в него новые выборы, уже включая оппозиционные партии. И это можно было бы назвать серьезным ремонтом. То есть выходом на совершенно другой уровень расширения политической деятельности внутри страны.
Я говорю, как бы это необходимо было бы сделать, чтобы у людей было понимание, с чего начинается серьезная парламентская реформа — с появлением оппозиции в стране и с честных выборов».
Главный вопрос – семилетний срок президента
«Если же посмотреть выступление президента, там нет особой ясности. Я так полагаю, план реформы уже существует и примерные контуры изменений, я так думаю, у Акорды уже есть.
Сам характер изменений, я не думаю, что будет каким-то революционным, или это будет определенный этап в преддверии других изменений. Поскольку центральный вопрос — единого семилетнего срока президента — стоит, и он будет решаться, по всей видимости, до 2029 года. Поэтому парламентская реформа может быть определенным шагом на пути к этому.
Со стороны Токаева не было сказано о том, что этот парламент будет более представительным с точки зрения альтернативных точек зрения, там говорится о поэтапности, то есть дежурные фразы, которые обычно характеризуют осторожные незначительные поверхностные изменения. Они и будут в свою очередь преподнесены обществу как некая уступка. Поскольку, если помните, критика действующей политической системы, двухпарламентного парламента, сената как органа, который помогает президенту полностью контролировать законотворческий процесс, еще со времен Назарбаева присутствует.
Я думаю, что проведя формально эту реформу, будут добавлены другие изменения, которые будут служить неким контекстом к более широким изменениям, связанных непосредственно с правлением самого президента.
Получив, условно говоря, однопалатный парламент, есть перспектива того, что этот парламент выступит с инициативой (обнуления президентского срока либо продления – Авт.), как он делал в прошлом. Или же будет предложен иной механизм, который также будет связан непосредственно с институтом президента и выборами 2029 года. Сейчас просто предугадывать бессмысленно.
Но, еще раз повторю, это один из центральных вопросов».
Почему предполагается избавиться от одномандатников?
«Казахстан является авторитарным государством, здесь нельзя заниматься политикой, вы не можете создать партию. Если вы это сделаете, вы вполне окажетесь под прессом репрессивного аппарата.
Системой выборов решается вопрос, как удобнее формировать парламент, чтобы была определённая предсказуемость для администрации президента, которая непосредственно, по всей видимости, будет принимать в этот раз главное участие в этом процессе.
В наших условиях пропорциональная система означает, что будет жёсткий контроль над количеством партий в стране, и, соответственно, доступ к бюллетеню будет ограничен. То есть, никаких случайных кандидатов, никакого количества пытающихся зарегистрироваться на выборах не будет.
В выступлении президента говорится, что это приведёт к профессионализации партий, но это не совсем так. Партии профессионализируются исключительно в конкурентной среде. Если у вас нет конкурентной среды, то у вас партии остаются в таком зачаточном состоянии, как они у нас действуют. То есть плюс-минус «Нур-Отан» в тех или иных формах и проявлениях».
Почему наш парламент не станет дееспособной ветвью власти
«Формируется парламент дееспособный только тогда, когда у вас есть независимые политические игроки. В Казахстане их не существует.
Все депутаты, даже громкие или те, которые олицетворяют дискуссию в парламенте сегодня, в той или иной степени зависимы. Это не означает, что эти люди лично плохие. Это означает, что в этой стране нет возможности быть независимым политическим игроком.
Соответственно, просто меняются роли у депутатов. Некоторые ходят на разные заседания. Некоторые встречаются с международными представителями, чтобы говорить правильные вещи. Некоторые создают видимость политической деятельности внутри парламента. Проблема здесь не столько в личности, а в том, как действует политическая система и какие полномочия у парламента.
Если у парламента есть полномочия создавать комиссии, расследования проводить, более жестко предъявлять претензии в ходе слушания кабинета министров, то тогда, конечно, это формирует совершенно других политиков внутри парламента. Когда всего этого нет — это несерьезная деятельность.
И эта деятельность определенно не отражает интересы общества. Потому что такой парламент не избирается в ходе свободных открытых конкурентных выборов. Соответственно, имеет минимальную степень представительства общества. У него низкая легитимность априори. Поэтому, когда вы общаетесь с людьми в Казахстане, они все очень негативно относятся к парламенту.
Начиная с 1993 года, парламент никогда не обладал высокой легитимностью. То есть, его разгромили в 1993 году. И в 1995 году уже по новой Конституции появился полностью марионеточный парламент.
Вот это основная проблема. И предложения по парламентской реформе, которые грядут, эту проблему, на мой взгляд, не решают».
Почему депутатов однопалатного парламента должно стать больше
«Когда мы говорим о парламенте, если даже находимся в авторитарной струе развития, важно также понимать, что, чем больше депутатов в парламенте, тем лучше. Да, в общественном сознании это не клеится, кажется, что чем меньше депутатов, тем лучше. Но это очень негативная тенденция. И это тот нарратив, который всегда приветствовался со стороны администрации президента.
Чем больше депутатов, тем больше вариантов того, что у президента не будет ресурсов всех контролировать в ходе каких-то изменений. Поэтому, чем больше депутатов, тем лучше. То, что они будут в пропорциональной системе, тоже неплохо. Но надо давить на то, чтобы регистрация партии была смягчена и была намного упрощена. Парламент должен быть представительным в том смысле, что там должно быть достаточное количество мест, чтобы представлять разные интересы. И правильное количество — минимум 265».
Что такое электронный парламент (e-Parlament*) и зачем он нужен?
«Появление электронного парламента — весьма удобный подход, ввиду того, что система закрыта, и нет открытости депутатов, их контактов с обществом. Он создаст своего рода систему взаимодействия общества с депутатами, которая никак не усиливает парламент в политической системе.
Электронный парламент, кажется, даже в некоторой степени призван заместить то, что в Казахстане отсутствует нормальное взаимоотношение между законодательной властью и обществом.
В международной практике как это работает? Обычно эти вещи используются для того, чтобы парламент был более открытым, более прозрачным в своей деятельности. Когда вы можете использовать электронные системы для того, чтобы вести контроль за тем, как законотворческий процесс идет.
Условно говоря, если разные законопроекты существуют, можно отслеживать, как меняются эти законопроекты, , понимать, когда происходит время их слушания и так далее. В некоторых странах это используется для того, чтобы улучшить коммуникацию.
У нас же, возможно, будет изменен интерфейс взаимодействия с парламентом, какие-то сервисы появятся. Но они не сделают парламент действительно важным представительным органом, звеном в системе, которая должна контролировать, повторюсь, как самого президента, так и правительство в этой стране.
Если вы не хотите менять ничего, но имитировать бурную деятельность, то такие подходы оправданы с точки зрения существующего политического состояния».
*Система e-Parlament, по словам Касым-Жомарта Токаева, скоро станет востребованным инструментом в нашей стране.
_
«Предстоящая реформа синхронизируется с комплексными преобразованиями в других сферах: экономике, социальном и технологическом развитии. К примеру, цифровизация и внедрение искусственного интеллекта однозначно будут менять системы госуправления во всем мире. В ряде стран уже апробируются элементы «электронного (или цифрового) парламента», призванные обеспечить новые формы участия граждан в политической жизни и повысить эффективность законотворческого процесса. Возможно, e-Parlament скоро станет таким же востребованным инструментом в нашей стране, как и нынешнее электронное правительство e-Gov. Поэтому переход к однопалатному парламенту направлен в том числе на адаптацию к новому содержанию и ритму работы, ускоренному темпу принятия решений», — сказал Токаев.
Полностью интервью с Димашем Альжановым смотрите по этой ссылке.
БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»
_
В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.
_
«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.
_
Поддержать нас можно разными способами — они есть на этой странице.