Последние недели хотел высказаться по поводу новых эпизодов давления на журналистику в стране. Читал тех, кто это уже сделал, горячо со всеми соглашался, но сам выдать ничего не мог. Сначала подумал, что я выгорел и устал, но потом понял, что не это главное. Просто все происходящее последнее время настолько закономерно, что любое высказывание будет на грани пошлости и тупости. И не только закономерно, но и банально.
В начале этого года, работая над мини-расследованием об авторстве лозунга «Шал, кет», я перелопатил горы архивных выпусков оппозиционных газет в Национальной библиотеке.
Главной моей целью было найти первые упоминания лозунга, так как о его авторстве шли споры, но в ходе газетных «раскопок» то и дело натыкался на заметки о приключениях старших коллег: уголовные дела, закрытые подконтрольными судами газеты, изъятые тиражи, блокировки и подозрительные смерти.
Обо всем этом я слышал еще подростком, наблюдал «в прямом эфире», но не особо вникая.
Теперь же вникнуть приходится — сайт «Республики», куда я как внештатный автор пишу последние годы, заблокирован. Причем по решению суда 2012 года — того самого суда, о котором я читал в архивных номерах газет.
«Старый» Казахстан перетек в «Новый» — если не составом действующих лиц (хотя в значительной степени и этим), то привычками.
«Кланы» и группировки могут бороться друг с другом сколько угодно и за что угодно, отношения первого и второго президентов тоже могут носить любой характер, для нашей профессии это мало что значит: прессу давили при «колхознике» Назарбаеве, давят и при «интеллигенте» Токаеве.
Не знаю, правда, был ли в нулевые и начале десятых годов аналог Аиды Балаевой, эдакий «хороший коп», обещающий «обеспечить права журналистов». Если не было, будем считать это либерализацией.
А если серьезно, то та же Балаева и ее ведомство — хороший пример нашего вечного возвращения к давлению на журналистику: комментируя блокировку «Республики», в министерстве культуры и информации сослались на решение суда 2012 года, когда судебная система подчинялась другому человеку. Здесь «старый» Казахстан «новому» и пригодился…
Однако нечто новое все же произошло — это убийство Айдоса Садыкова. Раньше коллеги получали по голове, обвинялись в хранении наркотиков и гибли в подозрительных авариях. Теперь все проще: выстрел в голову.
Так что с учетом нашего прошлого и убийства Айдоса Садыкова все остальное — вполне ожидаемо и логично. Убийство Айдоса не получило в наших медиа того внимания, которое заслуживало. Оно должно было быть главной темой с момента совершения этого гнусного преступления и вплоть до момента установления всех причастных. Этого не было. Теперь, вероятно, не будет вообще ничего.
Но буду искренне рад, если эта колонка окажется моим самым неточным и далеким от правды текстом.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ о преследованиях журналистов Казахстане:
- Тихая зачистка: как в Казахстане после ухода Назарбаева продолжают уничтожать независимую журналистику
- За что в Казахстане заблокировали сайт «Республики»
- «Пугает даже после смерти». За статьи про убийство Айдоса Садыкова журналистов блокируют в соцсетях
БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS и https://t.me/RESPUBLIKAexpertKZ
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»
В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.
«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.
Поддержать нас можно разными способами — они указаны на этой странице.









