История коронавируса в Казахстане, да и во всем мире, — самая что ни на есть новейшая, насчитывающая всего полгода. Кому-то этого периода хватило, чтобы выстроить защиту, наладить жизнь параллельно с существующим Covid-19, от которого пока не придумали ни лекарства, ни вакцины, открыть бизнес и даже возобновить туристические маршруты.

Казахстан за четыре месяца (первый заболевший у нас был зарегистрирован в марте) не создал ровным счетом ничего, а потому самым очевидным решением, и его примут скорее всего уже завтра, будет тотальный карантин, который мы проходили в марте-мае.

Поэтому чудно было слушать вчера президента Токаева, который решил попенять на «бардак» отдельным акимам, министрам и вице-премьеру, но ни разу не сказал «я». Как будто его не было все это время в стране, или у руля государства стоял кто-то другой, а он наблюдал за ситуацией со стороны, отмечал плюсы и минусы и теперь решил выступить этаким арбитром, который вынужден сказать горькую правду о том, как мы все ничего нужного не сделали.

Впрочем, я не справедлив к президенту. «Я» в его речи все-таки присутствовало. Он сказал, что «задачи по противодействию коронавирусной инфекции, поставленные мной, не выполнены или выполнены далеко не полностью».

Но какие это были задачи? В стиле «Вирус, стой! Раз-два!». И если коронавирус пришел в Казахстан «с соизволения» Жандарбека Бекшина, который на тот момент занимал пост главного санитарного врача РК, то уйти по приказу президента он отказался.

Также «открытием» стал пассаж президента о том, что регионы в борьбе с covid-19 принимали различные, не синхронизированные друг с другом решения, что не помогало общестрановой борьбе с вирусом. И теперь президент поручил «все решения по борьбе с пандемией и устранению негативных социально-экономических последствий вырабатывать в рамках соответствующей Государственной Комиссии под руководством премьер-министра».

К слову сказать, комиссия такая в условиях чрезвычайного положения в стране была. И если с марта по май она не смогла наладить такую общестрановую борьбу с вирусом, то где гарантия, что это случится в июле?

А ведь признаки «федерализма» в борьбе с коронавирусом были видны невооруженным глазом. Быть может, кому-то они покажутся мелкими, но дьявол, как известно, кроется в деталях. Например, так и не был выработан единый для республики параметр «непосредственной близости» (она же — «шаговая доступность»), на которую можно было удаляться от дома во время карантина для посещения магазина, аптеки, прогулки с домашними животными.

Министр юстиции РК Марат Бекетаев в свое время так и сказал: «Непосредственная близость – это не юридический термин. В разных городах могут использоваться разные расстояния. Например, акимат Алматы для правоприменения взял условное расстояние в 500 метров».

А что, как представляется, должен был он сказать, если говорить об унификации правил в рамках всего Казахстана? Что Минюст изучит вопрос и узаконит «непосредственную близость» на уровне приказа минюста или какого-то иного нормативного акта. Но не сказал.

Далее, ограничение в передвижении граждан в каждом регионе тоже понималось по-своему. Дошло до того, что в Восточно-Казахстанской области жителей вообще решили поделить на «зеленых» и «белых». Рассказывая о введении карантина в Усть-Каменогорске и Семее, аким ВКО Даниал Ахметов сказал дословно следующее: «С 6 апреля передвижение жителей по территориям городов осуществляется только при наличии пропусков. Второй тип пропусков будет выдан на каждую семью с правом три раза в неделю посещать объекты торговли, аптеки, банки и медучреждения: зеленый пропуск – четные дни, белый – нечетные дни месяца».

И уж совсем нонсенсом стало то, что послабление режима карантина проходило в регионах в разные сроки, а отмена ЧП и прекращение выплаты соцпособия в размере 42500 тенге — по всей республике единовременно. А ведь не везде бизнес возобновил свою работу, восстановились утерянные казахстанцами доходы. Напрашивается вывод, что поводом для отмены ЧС стали не эпидемические показатели, а элементарная прореха в бюджете.

Пишу об этом вовсе не для того, чтобы показать: мол, я-то подальновиднее вас буду. Не претендую на статус специалиста. Просто хочется, чтобы при принятии решения о новом карантине государство, которое позиционирует себя «слышащим», учло и эти нюансы.

Ведь что произошло, в том числе, и из-за того, что не было унификации? Большое количество штрафов и даже адмарестов за нарушение весьма размытых правил соблюдения карантина, что вряд ли способствует «Бiз бiргемiз».

Кстати сказать, среди новых поручений главы государства, озвученных вчера, о социальной помощи казахстанцам в случае введения нового карантина нет ни слова. Единственно из разряда экономики, это «внимательно рассмотреть, в том числе поддержания и развития экономики».

О том, что с поддержкой наблюдаются явные сложности, неделю назад прозрачно намекнул министр труда и соцзащиты РК Биржан Нурымбетов: по его словам, Фонд соцстрахования, из резервов которого происходила выплата данного пособия, свои возможности исчерпал. А ведь если не давать народу надежду, что в случае карантина будет соццподдержка, добиться от него соблюдения ограничений, кажется, будет довольно сложно.

Равно как и странным выглядит введение таких абсолютно непонятных вещей, как закрытие супермаркетов, ТЦ, парков и скверов в определенные дни и часы, что юрист Жангельды Сулейманов назвал волюнтаризмом.

Подобным же волюнтаризимом могут обернуться и новые карантинные меры. А хотелось бы услышать четкие предложения: и как будет происходить «повышение эффективности лабораторных исследований», и за счет каких ресурсов будет «на 50% увеличено количество инфекционных коек», и как будет решена «проблема критической нехватки медперсонала» и прочее, и прочее.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.