В марте казахстанское правительство начало процесс подготовки к продаже отеля Rixos Beldibi на побережье Средиземного моря в Турции. До конца месяца оценка отеля должна полностью завершиться, и в мае правительство Казахстана выставит на продажу акции роскошного отеля.

Информация об этом появилась на государственной электронной торговой площадке. Числится шикарный отель Rixos Beldibi на балансе казахстанского АО «Отель «Алатау», который почти на 70% принадлежит Фонду первого президента Казахстана, а остальная часть, чуть  более 30%, — Комитету госимущества.

Доля последнего как раз и будет выставлена на продажу.

Ранее мы писали о том, что Казахстан вот уже 17 лет владеет этим шикарным отелем в Турции. В его строительство было вложено около 1,7 млрд тенге (11 млн долларов по курсу 150 тенге за доллар). Однако пятизвёздочный отель не приносил Казахстану прибыли — только убытки, то есть вернуть или приумножить инвестиции не удалось. Поэтому, видимо, отель и решили продать.

Теперь очень важно проследить за тем, чтобы долю государства в Rixos Beldibi не отдали за бесценок. Казахстанцы и так на него уже слишком много потратили.

Как казахи построили в Турции отель

Давайте вспомним, зачем правительство Казахстана решило построить фешенебельную гостиницу, как менялись собственники недвижимости и на какие соглашения с Турцией пришлось пойти, чтобы узаконить Rixos Beldibi на заграничной территории.

27 лет назад между Турцией и Казахстаном было заключено соглашение о передаче в пользование земельного участка в уезде Кемер провинции Анталия. Протокол был подписан в Анкаре 13 декабря 1993 года. В 1996 году соглашение было утверждено Парламентом. По соглашению Казахстан должен вернуть эту землю Турции через 49 лет после вступления сделки в силу.

Речь идет о пяти гектарах земли.

В публикации турецкого журналиста Юсуфа Явуза отмечается, что активное освоение казахстанского участка произошло между 2001 и 2006 годами.

Муниципалитет Бельдиби одобрил проект строительства пятизвездочного отеля в феврале 2001 года. Информацию об этом можно найти в стенограмме депутатских слушаний, что опубликована здесь. Отметим, что по этому поводу в Парламенте Турции были жаркие дискуссии.

Как только в Бельдиби одобрили проект отеля, в Казахстане родился документ, позволяющий профинансировать стройку. В открытом доступе можно найти постановление правительства №935 от 10 июля 2001 года «О создании закрытого акционерного общества «Отель «Алатау».

О бюджете стройки можно судить, ориентируясь на размер начального уставного капитала компании «Отель «Алатау», у которой всегда был только один актив – отель на турецком побережье. Это около 3,3 миллиардов тенге. Комитету госимущества и приватизации Министерства финансов Казахстана принадлежало 55% акций, что в денежном выражении чуть меньше 1,7 миллиарда тенге (больше 11 миллионов долларов по курсу 150 тенге за доллар США).

На сайте gosreestr.kz мы видим цифры, связанные с АО «Отель «Алатау» с 2003 года, и аудиторские отчеты, где четко прослеживается, как менялись собственники недвижимости в Турции. И мы можем сопоставить эти события с документами, подписанными позже между Казахстаном и Турцией, а также убедиться в том, что отель Rixos в Бельдиби не приносит дивидендов Казахстану.

Судя по движению финансов и некоторым публикациям турецких СМИ, отель начал работу в 2005 году, и в 2006 году принес доход в 181,9 миллионов тенге (1,4 миллиона долларов США по курсу 125 тенге за доллар).

В последующие четыре года отель в Турции работал в убыток (в аудиторских отчетах актив называли Rixos в Бельдиби). Убыток перевалил за полмиллиарда тенге  (около 1,7 миллиона долларов США по курсу 150 тенге за доллар).

В 2011 и 2012 годах отель в Турции показал небольшую прибыль — примерно 33 тысячи долларов США.

Потом у отеля сменился состав акционеров, и доля государства стала заметно меньше. Вот что по этому поводу говорится в аудиторском отчете за 2012 год. На 31 декабря 2011 года акционерами были: Комитет госимущества – 55,026% акций, транснациональная компания «Казхром» — 22,4% акций и ТОО «Enrichment» — 22,4% акций.

Но к 17 октября 2012 года две частные компании передали свои пакеты акций частному Фонду первого президента Республики Казахстан.

Однако государство недолго контролировало «Отель «Алатау», и, следовательно, Rixos. 1 марта 2013 года «Отель «Алатау» дополнительно разместил 2,6 миллиона простых акций по тысяче тенге каждая на общую сумму 6 миллиардов тенге  (около 40 миллионов долларов США по курсу 150 тенге). После этой операции доля частного Фонда первого президента возросла до 69,36%, а доля государства снизилась до 30,63%.

Дорогой подарок елбасы

Как отель, изначально принадлежавший государству, оказался под контролем частного Фонда первого президента Казахстана? Эту любопытную историю в свое время мы тоже рассказывали. Напомним вкратце суть.  

В октябре 2012 года совет директоров АО «ТНК Казхром», входящее в Евразийскую компанию природных ресурсов (ENRC), без согласия миноритариев принял решение подарить ОО «Павлодар — наш общий дом» принадлежащий ей солидный пакет акций АО «Отель «Алатау».

Сделку по передаче акций стоимостью 731,5 миллионов тенге (на тот момент без малого 5 миллионов долларов США) провели в рамках меморандума о сотрудничестве между акиматом Павлодарской области и ТОО «ENRC Kazakhstan» (также входит в Евразийскую группу).

15 октября павлодарское общественное объединение заключило еще один договор дарения №57 с Фондом первого президента Республики Казахстан, обязуясь безвозмездно передать ему вышеуказанные акции. Что и было сделано. То есть «Павлодар — наш общий дом» в этой схеме сыграл роль технического посредника.

Почему отель передали фонду Назарбаева, объяснял журналистам совладелец ERG Александр Машкевич во время подписания меморандума между вновь созданной Евразийской ресурсной группой и акиматом Павлодарской области.

Олигарх заявил, что в истории с подаренными акциями пятизвездочного отеля в Турции ничего сомнительного не было. Заморскую недвижимость стоимостью почти 5 миллионов долларов США отдали, потому что владевшему ею АО «ТНК Казхром» (входит в евразийскую группу) она была не нужна.

«Это не наш профильный бизнес, мы отелями не занимаемся. Они (фонд) обратились к нам, мы им передали, — с невозмутимым лицом прокомментировал сделку Александр Антонович. — Для нас это был миноритарный пакет, который не давал ни прибыли, ничего. Мы передали его людям, которые, как мы считали, лучше будут управлять. Для нас это никакой роли не играло».

За долги отеля расплатились землей

Когда государство потеряло контроль над своим активом в Турции, сенаторы Казахстана одобрили проект закона, который оговаривал некоторые изменения подписанного протокола между Казахстаном и Турцией. Этот проект был напрямую связан с казахстанским отелем Rixos в Бельдиби.

По проекту Турция отдает Казахстану участок леса общей площадью 67 256 квадратных метров, который расположен на территории села Бельдиби уезда Кемер в провинции Анталия. Оговаривается, что часть участка площадью 44 954 квадратных метра может быть использована в туристических целях (речь о земле, на которой стоит Rixos). А казахстанская сторона предоставит в пользование турецкому правительству два земельных участка: в Актау — площадью 7000 квадратных метров и в Алматы — площадью 1500-2000 квадратных метров. Срок пользования землями составит 49 лет.

Казахстанские СМИ растиражировали эту новость, но в правительстве Казахстана умолчали о том, что земля в двух городах страны отдается в аренду в счет налоговых долгов перед Турцией, возникших от деятельности отеля Rixos.

В открытом доступе можно найти турецкую версию протокола*, где есть детали соглашения.

*«Часть земли эксплуатировалась в коммерческих целях, в результате чего не уплачено налогов на 9 483 000 лир в период между 2001 и 2010 годах, что было сообщено казахстанской стороне…

 

Работа по урегулированию конфликта продолжалась в течение 7 лет и в рамках переговоров с казахской стороной был сохранен нынешний правовой статус части земли, выделенной бесплатно.

 

(…) в Анкаре 16 апреля 2012 года обсуждался  вопрос о том, как часть земли, эксплуатируемая в коммерческих целях, будет освобождена от дипломатических привилегий и иммунитета, и в обмен на обратный долг, связанный с эксплуатацией отеля, турецкой стороне на 49 лет выделят для строительства общественных зданий землю в городах Актау и Алматы…», — говорится в соглашении.

Эта сделка с Казахстаном в марте 2013 года вызвала большую дискуссию в Турции. Некоторые депутаты открыто говорили, что сделка невыгодна их стране, и не понимали, на каких основаниях казахи построили отель в Бельдиби. Но соглашение все же было узаконено с обеих сторон.

С 2013 года по настоящее время состав акционеров «Отеля «Алатау» не менялся. Компанию все также контролирует Назарбаев через свой фонд.

Это подтверждает и недавнее расследование  журналистов OCCRP об инвестициях первого президента Казахстана, которое было опубликовано сразу после январских событий 2022 года. 

Для чего Назарбаев создавал фонды?

Фонд первого президента Республики Казахстан – крупнейший некоммерческий фонд в стране, созданный в 2000 году по личной инициативе первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Изначально это была общественная организация, однако в 2011 году она стала частной, а ее основателем с тех пор значится Назарбаев.

В 2021 году фонд закрыли, и после реорганизации акции «Отеля «Алатау» перешли под контроль «Фонда Нурсултана Назарбаева».

Согласно расследованию OCCRP, елбасы основал «Назарбаев Фонд» и «Фонд Нурсултана Назарбаева» в качестве частных фондов в 2009 и 2010 годах соответственно. А еще два фонда — «Фонд Демеу» и «Елбасы Фонд» были созданы в 2013 и 2021 годах.

Все фонды Назарбаева активно занялись инвестициями после того, как он оставил президентский пост. Например, «Фонд Нурсултана Назарбаева» приобрел новый самолет Airbus ACJ320neo стоимостью более 100 миллионов долларов у швейцарской авиакомпании и импортировал его в Казахстан. О самом этом факте известно только потому, что у журналистов OCCRP оказался документ об освобождении самолета от импортного контроля.

В августе 2020 года самолет, который портал Business Insider назвал «летающим пентхаусом», отбыл из Индианаполиса. Совершив посадки в Цюрихе и на Мальте, он прибыл на свою новую базу — в Нур-Султан. Сейчас он во флоте Berkut Air — государственной авиакомпании, которая подчиняется Управлению делами президента. И есть доказательства того, что им пользуется Назарбаев.

Передвижения самолета не отображаются в большинстве специальных трекеров, однако журналистам все же удалось получить кое-какую информацию о его полетах в Open Sky Network — некоммерческой организации, которая собирает данные о воздушном сообщении.

Известно, что 30 июня 2021 года самолет прилетел из Казахстана в Москву. В тот же день Кремль объявил, что у Назарбаева состоялась «рабочая встреча» с российским президентом Владимиром Путиным.

Самолет также совершил несколько рейсов по Казахстану — журналисты установили, что два из них совпадают по датам с визитами Назарбаева в туристический хаб и на археологический объект.

«Другие покупки фондов Назарбаева не менее роскошны. Как и в случае с самолетом, источник большинства средств, которые использовали для их покупки, неизвестен. Однако несколько раз назарбаевским фондам продавали компании, которые перед этим получили финансирование от правительства Казахстана — по сути, это значит, что госсредства утекли в частные руки», — пишут журналисты-расследователи.

В числе наиболее интересных активов The St. Regis Astana — отель в центре Нур-Султана, который открыли в сентябре 2017 года. Он входит в состав группы Marriott International. В рекламных материалах нахваливают его «престижное расположение в центре столицы».

Назарбаеву устроили экскурсию по отелю The St. Regis Astana после его открытия в сентябре 2017 года

St. Regis принадлежит казахстанской компании Turion Investment Group — на строительство гостиницы стоимостью 189 миллионов долларов она получила кредит в 85 миллионов долларов в Банке развития Казахстана. Этот государственный банк создавался для развития несырьевых секторов экономики и при этом неоднократно выдавал кредиты по указке правящей элиты.

Эту проблему признаёт и президент Токаев. 11 января 2022 года он заявил, что финансовое учреждение «превратилось в личный банк для избранного круга лиц, представляющих финансово-промышленные и строительные группы».

Среди акционеров Turion Investment Group был Тимур Кулибаев, зять Назарбаева и один из богатейших бизнесменов Казахстана. Менее чем через год с момента открытия отеля долю Кулибаева (неизвестно, какой частью он владел) передали назарбаевскому фонду «Демеу».

По неизвестным причинам в декабре 2021 года они вернулись под контроль Кулибаева и его супруги Динары, дочери Назарбаева.

Среди других крупных активов «Фонда Нурсултана Назарбаева», по информации OCCRP, есть еще отели, гольф-клуб, театр балета и несколько СМИ.

Выяснилось также, что компания по благоустройству территории, которая принадлежала двум фондам Назарбаева, с 2012 по 2018 год выиграла тендеры на 6,5 миллиона долларов, когда он еще был президентом.

 

КАК ПОДДЕРЖАТЬ «РЕСПУБЛИКУ» 

 

В Казахстане почти не осталось независимой прессы. За последние годы власти сделали все возможное, чтобы запугать тех, кто осмеливается писать о них правду, или «купить» их с помощью госзаказов. В этих условиях независимые от власти или олигархов редакции могут рассчитывать только на читателей.

 

Для «РЕСПУБЛИКИ» нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!

 

Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 5169 4971 3344 9037.

 

И есть еще несколько способов – они на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.