Январские протестные выступления в ряде городов Казахстана, поводом для которых стал двукратный (с 60 до 120 тенге за литр) рост цены на сжиженный газ в западных регионах республики, подтолкнули власти не только к пересмотру ценовой политики, но и к поиску конкретных виновников в произошедшем. Одним из них может оказаться компания Petrosun, за которой, возможно, стоят интересы  зятя первого президента Казахстана Тимура Кулибаева.

Недавно стало известно, что в отношении казахстанско-китайского предприятия Petrosun, занимающего лидирующее место по реализации сжиженного газа в южных регионах страны, началось досудебное расследование.

«С сентября по декабрь 2021 года компания Petrosun, злоупотребляя таким положением, ежемесячно завышала максимальный уровень цены на автогаз, в результате стоимость за указанный период повысилась на 323,8% за тонну товара», — сообщила прокуратура Алматы.

В итоге надзорным органом было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 221 (злоупотребление монополистической деятельностью) УК РК.

Но что из себя представляет Petrosun и кто за ней стоит? Мы попытались разобраться в этом вопросе и выяснили любопытные факты.

На официальном сайте компании Petrosun говорится, что участниками компании являются ТОО «КННК интернационал в Казахстане» и ТОО «Petrolex Group».

Из других открытых источников следует, что в числе учредителей ТОО «Petrolex Group» числятся три юридических лица и   Айдан Сулейменова. Последняя — дочь первого министра иностранных дел независимого Казахстана Тулеутая Сулейменова, супруга Данияра Абулгазина, мультимиллионера из списка казахстанского «Форбса», и сестра Диаса Сулейменова, бывшего руководителя «Торгового дома «КазМунайГаза», а ныне совладельца многоотраслевой организации «Қамқор Менеджмент».

Данияр Абулгазин, по версии Forbes Kazakhstan, занимает 16-е место в рейтинге богатейших людей Казахстана и 10-е – в списке самых влиятельных бизнесменов страны с состоянием $455 000 000. И на пару с супругой Айдан Сулейменовой владеет долями в ТОО «Petrosun». 

Даняр Абулгазин также известен своими тесными связями с зятем первого президента Казахстана Тимуром Кулибаевым. Через компанию ADD Invest Properties совместно с Тимуром и Динарой Кулибаевыми он управляет ТРЦ Keruen city Astana, ТРЦ Keruen, ТРЦ Talan Towers и БЦ «Туран 18» в столице, ТРЦ Baizaar mall в Атырау и ТРЦ Keruen city Aktobe.

В свою очередь Диас Сулейменов, занимающий 38-ю строчку в рейтинге самых влиятельных бизнесменов по версии Forbes Kazakhstan, является совладельцем и генеральным директором многоотраслевой группы «Қамқор Менеджмент», соучредителем ТОО «Brent Invest», владеющим долей в сети АЗС Sinooil совместно с сестрой Айдан Сулейменовой, совладельцем ТОО «Актюбинская компания инертных материалов».

И в партнерстве с Алтаем Кулибаевым (сыном Тимура Кулибаева) и Арманом Исмаиловым он также владеет ТОО «Ресторан.kz».

О тесных связях троицы Кулибаев-Абулгазин-Сулейменов еще в 2018 году рассказал портал KZ.expert. История всплыла благодаря расследованию некоммерческой швейцарской организации Public Eye o коррупции в нефтяной сфере. Речь в нем идет о деятельности трейдера Vitol в Казахстане, за которым, как оказалось, стоит зять Назарбаева Тимур Кулибаев.

На фото Данияр Абулгазин, Тимур Кулибаев, Арвинд Тику и Диас Сулейменов 

Мы не станем в этом материале углубляются в историю работы Vitol в Казахстане (желающие могут прочитать о ней в материале «Как стать нефтяным королем в Казахстане»). Но позволим себе напомнить из него те моменты, которые показывают тесную связь между этими людьми и дают основание предполагать, что за компанией Petrolex Group торчат уши Тимура Кулибаева.

А всплыли подробности теплых братских отношений благодаря утечке данных. С лета 2014 года по конец 2016 года на анонимной интернет-платформе Kazaword была обнародована переписка между топ-менеджерами Vitol и двумя казахстанскими мультимиллионерами Диасом Сулейменовым и Данияром Абулгазиным. Переписка датирована периодом с 2009 года по 2015 год.

«Свояки Сулейменов и Абулгазин сумели вскарабкаться на самый верх казахстанской власти и бизнеса. Они входят в круг зятя президента Назарбаева Тимура Кулибаева. Как и последний, они занимали высокие должности в крупных государственных нефтегазовых компаниях, одновременно обеспечивая успех собственному частному бизнесу. Покинув государственную службу, троица продолжила работать в частных нефтяных компаниях и лоббистских энергетических группах. Эти трое являются «политическими значимыми лицами» согласно определению швейцарского законодательства по отмыванию денег», — говорится в расследовании.

Вступая в деловые отношения с такими лицами, швейцарские банкиры, подчиняющиеся закону об отмывании, обязаны провести тщательную юридическую экспертизу. Однако трейдеры, торгующие потребительскими товарами, не подчиняются данному закону и, следовательно, не обязаны проводить никакой юридической экспертизы. Поэтому они, по мнению авторов расследования, «в политически значимых лицах видят, скорее, не риск, а возможности для развития бизнеса».

И это хорошо видно из мейлов, представленных на Kazaword, демонстрирующих удивительную близость компании Vitol к власть имущим.

В качестве примера «теплых и тесных отношений» авторы привели фрагмент одного из письма.

«Привет, братан!» – так начинается письмо руководителя отдела Центральной Азии и России компании Vitol к Данияру Абулгазину от 14 ноября 2011 года.

В этот момент Абулгазин занимал стратегическую должность в Фонде национального благосостояния Казахстана «Самрук-Казына», руководителем которого с апреля по декабрь 2011 года являлся Тимур Кулибаев.

В задачи Абулгазина входило управление нефтегазовыми акциями, включая акции «КазМунайГаза».

В письме топ-менеджер Vitol просит «братана» разобраться с налоговой проблемой и даже дает ему инструкции, как поступать в отношении «двух проблемных моментов, которые важны для нас».

«Никаких пояснений, о чем конкретно идет речь, не требовалось. «Братан» знал. Стиль отношений между менеджментом Vitol и хозяевами из казахстанской правящей элиты уже был определен», — отмечали расследователи.

О Диасе Сулейманове расследователи писали, что «из всех партнеров Тимура Кулибаева Сулейменов, без сомнения, наиболее верный».

«Обоих объединяет любовь к роскошным пригородам Женевы, где их жены обустроились на расстоянии всего нескольких километров друг от друга. В конце 2009 года жена Тимура Динара (дочь Нурсултана Назарбаева) купила замок в Аньере за 74,7 швейцарских франков. Согласно отчету, представленному в июне 2018 года, в 2010 году жена Диаса Алина приобрела участок земли в женевском районе Колоньи, где она построила роскошный дом, оцениваемый в 40 млн швейцарских франков. По информации Kazaword, Сулейменов даже занимается управлением расходов Динары на проживание в Швейцарии, работая с ее счетами и жалобами».

Диас Сулейменов вырос в тени Тимура Кулибаева. С 2003 года он работал в отделе логистики «КазМунайГаза» (КМГ), где его покровитель был вторым по должности человеком. С 2004 по 2006 годы он возглавлял АО «Торговый дом «КазМунайГаз», отделение КМГ, контролирующее долю казахстанского нефтяного экспорта. Офисы компании расположены в Лондоне, Лугано, Дубае, Сингапуре и Астане. Даже потом, согласно информации Kazaword, он не утратил связей с сотрудниками «Торгового дома» в Лугано, как бы оставаясь неофициально их боссом. Как следует из расследования, в 2011 году Сулейменов получил 11,8 млн долларов дивидендов в HSBC Geneva.

Возвращаясь к ситуации с Petrosun, которую обвиняют в необоснованном росте цен на газ, спровоцировавшим массовые акции протесте в Казахстане в январе 2022 года, то, учитывая «крутость» стоящих за компанией фигур, позволим себе предположить, что на скамье подсудимых окажутся не они, а лишь очередные «стрелочники».

Тем более что троица уже сейчас страхуется, внося немалые средства в придуманную президентом Токаевым очередную «копилку» — фонд «Қазақстан халқына». Так, от Народного сберегательного банка, контролируемого Тимуром и Динарой Кулибаевыми, в фонд поступило 3 миллиарда тенге, Данияр Абулгазин внес 500 миллионов тенге, а Диас Сулейменов – 450 миллионов тенге.

Впрочем, в сравнении с ущербом, который был нанесен стране и казахстанцам в ходе акций протестов и последовавших за ними погромами и расстрелом силовиками мирных людей, эти суммы — капля в море.

 

ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

 

В Казахстане почти не осталось независимой прессы. За последние годы власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам и запугать тех, кто осмеливается писать о них правду. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.

 

KZ.MEDIA – молодой проект. Редакция нашего медиаресурса не зависит ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!

 

Помогите нам рассказывать вам ПРАВДУ о ВАЖНОМ!

 

Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 5169 4971 3344 9037.

 

И есть еще несколько способов – они на этой странице.

Spread the love

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. 450 млн.тенге — это 1 млн.долларов США. Действительно капля в море наворованного.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.