По прошествии месяца военного конфликта на территории Украины обозначились как геополитические бенефициары (вольные или невольные, не суть важно) событий, так и государства, по которым геополитический торнадо нанес крайне болезненный удар.

С выигравшими всё очевидно:

  • В первую очередь это Китай — в полную торгово-финансовую, экономическую, технологическую, логистическую, демографическую зависимость от которого в ближайшем будущем попадёт Россия. Такого подарка Пекин, наверное, даже и представить не мог.
  • Далее Турция. Анкара сегодня не только для НАТО ключевой игрок, способный решить животрепещущий вопрос поставки в Украину тяжёлых вооружений (за что Анкара уже требует от Вашингтона беспрецедентных уступок), но и ключевой посредник в переговорном процессе между Украиной и Россией, что максимально усиливает роль Турции на всём постсоветском пространстве. Вообще, конечно, это исторический нонсенс — турки примиряют два братских славянских народа. Особенно с учётом того факта, что Турция многовековой, можно сказать, естественный для России геополитический конкурент. Не потому ли Азербайджан, будучи региональным партнёром Турции, вновь перешёл к активным действиям против прикрываемой Россией Армении? России же, увязшей в полях и лесах Незалежной, в ответ и сказать нечего.
  • Не лишены своего гешефта и страны арабского Востока. Весь Запад сегодня в просительной позе перед петромонархиями Саудовской Аравии, Катара, ОАЭ — всем нужна дополнительная добыча углеводородов. Помимо этого, бурный поток капиталов росийских олигархов и просто состоятельных россиян хлынул в банковскую гавань Персидского залива. Теперь есть кому учудить шопинг на перенасыщенном квадратными метрами рынке недвижимости того же Дубай. Словом, для арабского бизнеса не было бы счастья, да чужое несчастье помогло.

Теперь подробнее о пострадавших.

Украина

Потери колоссальные. Кровь, боль, слёзы, лишения. В 21 веке. В самом центре Европы — разрушенные города, тысячи убитых мирных граждан, которых оставшиеся в живых вынуждены хоронить в братских могилах. Отнята жизнь у сотни детей.

По оценкам ООН почти 4 миллиона беженцев пересекли границу с Европой. 10 миллионов человек вынужденно покинули свои дома. Экономические потери ещё предстоит оценить. Калькулятор от подсчетов, видимо, задымится.

Европа

Беспрецедентный с окончания Второй мировой войны поток беженцев. Невиданный с начала 1970-х — со времён нефтяного эмбарго арабских стран из-за войны «Судного дня», энергетический кризис. Принципиальная позиция по отказу от российских энергоносителей продлит энергетическую турбулентность на ближайшие годы.

Нефть из России составляет 25% от всего импортируемого европейским рынком объёма, поставки российского газа превышают 46% закупаемого Европой «голубого» топлива. В один день такие объёмы не в состоянии заместить ни арабские петромонархии, ни США, ни Австралия, ни Северная Африка. Европейский рынок будет лихорадить.

Дорогие энергоносители объективно затормозят постпандемийное восстановление экономики. Кроме того, осознанная необходимость укреплять собственную оборону скорректирует расходные статьи бюджета европейских стран, значительно урезая социальные выплаты в пользу финансирования военных программ. Словом, европейцы станут жить хуже.

США

Взорванная Украина для действующей администрации США — тяжелейшая головная боль. Военные действия, не являясь первопричиной многомерного кризиса внутри Америки, тем не менее оказались эффективным топливом для его разогрева.

Стремительный рост цен на энергоносители (многократно усиленный введенным Белым домом эмбарго на нефть из России), сорвавшаяся с цепи инфляция, пугающая американцев угроза ядерной войны, нещадно бьют по рейтингам действующего президента и федерального правительства. В год промежуточных выборов в обе палаты Конгресса подобная ситуация убийственна для политической повестки всей Демократической партии США, выдвиженцем от которой является 46-й американский президент.

Кроме того, внимательный и объективный наблюдатель прекрасно понимает, что Америка не только не была готова к интервенции на восточном европейском направлении, но и активно занималась сосредоточением сил на совершенно другой геополитической площадке планеты — в Индо-Тихоокеанском регионе, максимально концентрируясь на Китае.

Горячий конфликт в центре Европы у границ стран-союзников по НАТО, поставил Америку перед необходимостью разрываться на два фронта, распылять дорогостоящие ресурсы, переключать внимание с приоритетного стратегического китайского направления.

Россия

Как бы парадоксально это ни звучало, но Россия, если даже осуществит военно-политическое поглощение Украины, уже проиграла. Причём по-крупному. Будто бы на Россию совершенно крупномасштабное и безжалостное нападение извне. А ведь никто не нападал, всё сотворено собственными руками.

Потери российской экономики на текущий момент исчисляются десятками миллиардов в любой конвертируемой валюте, а в ближайшем будущем будут исчисляться сотнями миллиардов. По сути, Россия отброшена даже не в лихие 1990-е, а в хмурую безысходность 1980-х, в гнетущее безвременье системного развала народного хозяйства СССР.

Из хорошо интегрированной в мировое сообщество страны (и это при всех санкциях после Крыма, которые на самом деле были беззубыми), с устойчиво растущим средним классом, с потенциалом стать в будущем одним из реальных центров силы многополярного мира, Россия сегодня стремительно скатывается в северокорейскую действительность.

Это стимулирует массовый исход миллионов представителей креативного класса. По данным российского Forbes только высокопрофессиональных айтишников из России уже выехало 200 тысяч человек. А ведь уезжают ещё и учёные, инженеры, предприниматели… То есть основной пласт российских налогоплательщиков и высококвалифицированных специалистов.

Перед Россией встала зримая угроза потери основного рынка сбыта энергоносителей, который приносил в российский бюджет сотни миллиардов долларов в год, являясь фактической основой благосостояния государства.

Россия поставляла в Европу 42% от всего своего экспорта сырой нефти и 67% экспортируемого природного газа. На Китай приходится лишь 14% нефтяного экспорта и 11% газового. При сокращении европейцами потребления, Россия просто не в состоянии оперативно перенаправить углеводородные потоки на другие рынки.

Во-первых, у России нет технологии сжижения природного газа — значит, на мировом рынке СПГ страна ещё долго не будет полноправным игроком.

Во-вторых, если даже удастся максимально быстро построить новую магистральную трубу в Китай (на строительство газопровода «Сила Сибири» ушло три года, стоимость по текущему курсу 87 руб/долл. составила $12,6 миллиардов), то по каким ценам, при отсутствии фактической альтернативы для сбыта, Китай согласится покупать подсанкционные российские углеводороды? Очевидно, что цены будут существенно ниже рыночных. Российский бюджет недополучит десятки миллиардов долларов в год. Это нанесёт тотальный удар по всей социальной сфере.

Таким образом, если у европейцев и американцев, переживающих сегодня кризис, есть ожидание выправления ситуации в обозримом будущем, то перед россиянами — только мрачное чрево тоннеля, уходящего в бесконечное сумрачное существование без надежды на свет в его конце.

P.S. Кажется, вместо озвученных ещё Герценом и Чернышевским двух извечных для России вопросов — «кто виноват?» и «что делать?» — более актуальным сегодня становится другой, не имеющий внятного ответа, глобальный философский вопрос: ЗАЧЕМ?

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.