1 апреля 2022 года медиа-ресурс «Караван» опубликовал интервью предпринимателя Еркина Татишева, занимающего в списках «Форбс-Казахстан» 17-ое место среди самых влиятельных и 22-ое место среди богатейших бизнесменов страны.
Затронута в нем была мало обсуждаемая в стране тема — фальсификация казахстанскими правоохранительными органами уголовных дел против представителей оппозиции с целью добиться их выдачи из государств, предоставившим им политическое убежище.
Интервью вышло под заголовком «Еркин Татишев: «Я удивлен, почему экс-председатель КНБ Дутбаев вышел на свободу». И стало своего рода ответом на интервью бывшего председателя КНБ РК Нартая Дутбаева, опубликованном ранее в том же издании. В нем, напомним, Дутбаев категорически опроверг как свою причастность к смерти Ержана Татишева (больше о нем здесь), так и официальную версию того, кто в ней виноват.
В частности, Нартай Дутбаев заявил журналисту «Каравана», что у него с «Аблязовым никаких дружеских отношений не было, как это пыталось выставить следствие». После чего на вопрос: «А что это за история с ОПГ Сабралиева, в которой якобы вы были замешаны?» кратко рассказал историю о том, как в АО «БТА Банк» появился акционер с долей участия 10%.
К сожалению, экс-председатель КНБ РК, опасаясь (по его словам) нарушить подписку о неразглашении секретных сведений из уголовного дела, говорил немного и запутанно, но для тех, кто с самого начала в теме, все стало окончательно понятно.
Все дело в том, что Ержан Татишев наряду с Мухтаром Аблязовым и Галымжаном Жакияновым был одним из шести людей, принявших в начале 2002 года решение создать движение «Демократический выбор Казахстана» и таким образом вступить в открытое противостояние с Нурсултаном Назарбаевым.
Однако позднее, когда Акорда смогла расколоть ДВК и, задействовав против Аблязова и Жакиянова репрессивный аппарат, возбудила против них уголовные дела и в итоге отправила за решетку, председатель совета директоров АО «БТА Банк» отошел в сторону.
В интервью «Каравану» это прозвучало так (цитируем):
«Весной 2002 года полицией расследовалось дело о нападениях и запугивании главы АО «Банк ТуранАлем» Ержана Татишева, в результате которого было выявлено, что отношение к этим преступлениям имеет некий Нахманович. Он был задержан, однако впоследствии прокуратурой дело было замято, якобы был найден некий бандит, который совершал эти нападения в одиночку. Понятно, что была совершена фальсификация материалов дела для увода от ответственности Нахмановича и других лиц. Потерпевший Татишев почему-то отказался от претензий по делу, а среди бенефициаров активов банка появились новые лица с 10 процентами акций».
Напомним, что начиная с 1999 года тогда еще действующий президент РК Нурсултан Назарбаев через своего тогдашнего зятя Рахата Алиева требовал от Мухтара Аблязова и Ержана Татишева отдать ему часть акций АО «БТА Банка». Именно эти незаконные требования во многом ускорили радикализацию будущих учредителей «Демократического выбора Казахстана».
Хотя, конечно, отнюдь не они сами по себе привели к самому серьезному внутриполитическому кризису в стране до событий января 2022 года.
Именно об этом бандитском давлении и рассказал в своем интервью «Каравану» Нартай Дутбаев.
Что же касается нового акционера банка с долей в 10% акций, то он появился позднее, когда Аблязов и Жакиянов уже были за решеткой, а Ержан Татишев договорился с властями.
Этим неназванным экс-председателем КНБ РК человеком был, кстати, Булат Утемуратов, будущий долларовый миллиардер, а на тот момент один из ближайших помощников Назарбаева.
Странно, но он почему-то сегодня совсем позабыт прессой и общественностью, хотя принимал более чем активное участие в разграблении страны в интересах клана Нурсултана Назарбаева и себя самого.
Впрочем, раздражение Еркина Татишева вызвала наверняка не эта часть интервью Нартая Дутбаева, а скорее его упоминание о деле Муратхана Токмади, которого казахстанские силовики по поручению Акорды и лично Назарбаева обвинили в убийстве Ержана Татишева по «заказу» Мухтара Аблязова.
А дело все в том, что Еркин Татишев принимал самое активное личное участие в фальсификации этого уголовного обвинения, в чем нетрудно убедиться, прочитав его собственные многочисленные интервью. Так что если вдруг в Акорде решат включить в список обвинений, выдвигаемых против экс-председателя КНБ РК Карима Масимова, фальсификацию дела Токмади или санкционируют пересмотр его уголовного дела, поскольку тот обратился к президенту РК Касым-Жомарту Токаеву с открытым письмом, то Татишеву точно не поздоровится.
Между тем, экс-председатель КНБ РК в своем интервью «Каравану» подтвердил слова Муратхана Токмади о том, что его уголовное дело по обвинению в убийстве Ержана Татишева полностью сфальсифицировано по заказу Акорды и лично Нурсултана Назарбаева.
Цитируем слова Дутбаева:
«На самом деле, я находился так долго (и в течение последних 5 месяцев) в СИЗО незаконно по одной причине. Я должен был быть на собеседовании (по-иному и назвать трудно) с некими зарубежными партнерами по делу об убийстве Татишева. По заказу Аблязова.
Именно ожидая это собеседование, я находился в СИ-18.
В соседней камере в тот период сидел Токмади. Его часто навещали сотрудники КНБ, проводили инструктаж: как и что говорить на встрече с инопартнерами. Да и мне было интересно встретиться с этими людьми, посмотреть, как они относятся к придуманной следствием версии обвинения против меня. Но собеседования по каким-то причинам ни у меня, ни у Токмади не получилось. Взамен меня с Токмади этапировали самолетом в г. Тараз в суд по делу Татишева.
Так как в сделке о признании вины по третьему делу не было договоренности о том, что я должен буду выступать в суде, я выторговал взамен у следствия подачу протеста генеральному прокурору о снижении срока моего наказания с 12 до 8 лет. Надо отметить, что протест действительно был внесен, однако коллегия Верховного суда снизила мне срок на 1 год и 2 месяца только потому, что судами при подсчете срока наказания была допущена элементарная арифметическая ошибка. Оказывается, и такое случается».
Хотя, по нашей оценке, вероятность пересмотра дела Токмади минимальна, тем не менее в постянварском Казахстане это возможно. Хотя бы потому, что среди задержанных сотрудников Комитета национальной безопасности РК, кроме его бывшего председателя Карима Масимова, оказался еще и бывший начальник 5-го Департамента КНБ РК Руслан Искаков.
Именно его упомянул в своем открытом письме президенту РК Муратхан Токмади. Процитируем:
«Правовой вандализм» в отношении меня, моей семьи, родных, коллег, друзей был совершен арестованными ныне членами следственно-оперативной межведомственной группы (СОГ) КНБ/МВД/ГП под руководством Карима Масимова, во главе с полковником КНБ Русланом Искаковым.
Путем угроз, побоев, пыток, морально-психологического давления на семью, фальсификацией уголовных дел 20-30-летней давности против меня, 3-х уголовных дел против супруги, арестом родственника, блокировки бизнесов, ареста имущества и счетов семьи и множества других методов — они «убедили» меня подписать процессуальные соглашения о признании вины и сотрудничестве (ПС).
По их условиям я должен был признать: 1) Факт вымогательства у бывшего партнера С.А. Непропекина доли/имущества, якобы имевший место в 2004-05 гг; 2)Убийство Ержана Татишева по заказу Мухтара Аблязова (МА). При этом «Непропекин нам не нужен, это лишь для того, чтобы нивелировать политическую подоплеку вашего ареста. Вы нам тоже не нужны – нам нужен лишь МА».
В ответ на данное «предложение» я убедил Искакова пройти Полиграф, дабы зафиксировать, что НИКОГДА не был знаком, не встречался, не говорил по телефону с МА, а также НИКОГДА не имел никакого отношения к уголовным делам 20–30-летней давности.
Чтобы «убедить» меня подписать ПС, помимо пыток я был помещен в психиатрическое отделение госпиталя КНБ г. Алматы с полным набором «психотропной терапии. После 4 месяцев в таком «режиме», а также после угроз «посадить мою жену в тюрьму на 15 лет, а младших детей отправить в детский дом» — 18.11.2017 г я был вынужден подписать ПС.
16.03.2018 г судья г. Тараз М. Тлепов, оглашая приговор, заявил: «Ваше ПС в деле, вступит в силу после приговора виновному лицу». Приговор М. Аблязову был вынесен 27.11.2018 г.
Через год, в ноябре 2019, в ответ на многократные обращения семьи о применении ПС, а именно его главного пункта — «назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление», Прокурор Жамбыл. области Кусаинов Ж.К. завил: «Присужденный срок и так является минимальным», — тем самым подтвердив наши изначальные опасения: ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ БЫЛО ОБМАНОМ! (это подтверждается и дальнейшими ответами ГП мой супруге в ответ на ее 4 (!) письма на Ваше имя).
После очередного ее письма в декабре 2020 г., ГП ходатайствует о сокращении мне срока всего лишь на 6 мес, а суд г. Жезказган в апреле 2021 г удовлетворяет этот минимум, тем самым оставляя мне минимальный срок 10 лет и вновь нарушая главное условие подписанного ПС!»
«Уже 5 лет я отбываю наказание за преступление, которое я не совершал! Вся эта история, причинившая столько страданий мне и моим близким, была придумана и реализована группой сотрудников КНБ во главе с К. Масимовым, при активном содействии ГП, МВД, судов. Главной их целью являлась экстрадиция Мухтара Аблязова – главного врага Н. Назарбаева. Однако это им не удалось, и в январе этого года все они были арестованы, а правда об их многочисленных преступлениях постепенно становится известна.
На основании вышеизложенного прошу Вас – Гаранта Конституции, обеспечить торжество Справедливости и Законности, пересмотреть мое дело с учетом вышеуказанных и ранее отправленных Вам факторов, наказать виновных, восстановить мои Честь и Достоинство и вернуть мне законную СВОБОДУ!».
Повторим еще раз, что, по нашему мнению, Акорда вряд ли решится на пересмотр дела Токмади, по крайней мере сейчас.
Но не исключена вероятность того, что тот же Мухтар Аблязов вдруг подаст иск во французский суд к Казахстану, Нурсултану Назарбаеву, Кариму Масимову, Еркину Татишеву с требованием возместить нанесенный ему ущерб ложным обвинением в заказе убийства Ержана Татишева. И тогда Татишев-младший окажется в сложном положении.
Ведь он занимается бизнесом не только в Казахстане. При этом возможностей опровергнуть показания как Муратхана Токмади, так и Нартая Дутбаева у него, похоже, нет. Как и возможности оказать на них давление через казахстанских силовиков. Равно как и вернуть Дутбаева за решетку, поскольку решение об его освобождении принималось на самом верху.
Поэтому будем ждать дальнейшего разворота событий в этом кейсе.
КАК ПОДДЕРЖАТЬ «РЕСПУБЛИКУ»
В Казахстане почти не осталось независимой прессы. За последние годы власти сделали все возможное, чтобы запугать тех, кто осмеливается писать о них правду, или «купить» их с помощью госзаказов. В этих условиях независимые от власти или олигархов редакции могут рассчитывать только на читателей.
Для «РЕСПУБЛИКИ» нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!
Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 5169 4971 3344 9037.
И есть еще несколько способов – они на этой странице.