Девять лет назад журналист Алма Омарова спасла раненого щенка, а сегодня переживает о судьбе уже нескольких десятков собак и кошек, которые могут остаться в Алматы без крыши над головой. Приют, который Алма тащит на себе все это время, сейчас расположился на арендованном земельном участке. Хозяева намерены его продать, а для выкупа не хватает 3,5 млн тенге.
«Все началось действительно с больного щенка. Думала, подлечу и выпущу в природу. Но собаке пришлось ампутировать лапку. А связавшись с волонтерами-зоозащитниками, я узнала, что собаки живут на улице не более двух лет – успевают пару раз родить и погибают по разным причинам. Так я стала брать собак себе в квартиру – чтобы привить, стерилизовать — до того периода, пока не найду им новых хозяев.
Но были случаи, когда хозяева стали их возвращать. И в какой-то момент в квартире собралось пять собак. Это было довольно тяжело – совмещать их содержание с основной работой. Работоспособность естественным образом снижалась, и я перешла на удаленку.
В это же время мы с единомышленниками сняли частный дом, куда и переселили собак», — рассказывает Алма историю, как из журналиста она стала зоозащитником.
Со временем место стало «популярным»: соседи узнали, что во дворе одного из домов много собак, там о них заботятся, и… стали просто подкидывать новых щенков. Потом «знакомые знакомых» просили взять собак на передержку якобы на пару месяцев – и исчезали. Когда количество питомцев перевалило за 15, встал вопрос, как превратить дом в приют.
Алма с неравнодушными друзьями, создав страницу в соцсетях, стала собирать добровольные пожертвования на содержание – так и появился приют.
Однако с того дома приюту по различным причинам вскоре пришлось съехать.
«Я помню, как это было – и невероятно дорого, и невероятно стрессово для животных. Я их перевозила на платную передержку, они пытались вырваться и убежать, кусали друг друга в этой машине. Перевозка на новое место и установка вольеров вышла в колоссальные расходы. В общем, когда хозяева нового участка, где мы сейчас находимся, решили продать дом, я поняла, что второго переезда я не переживу. Поэтому мы и кинули клич по сбору денег на то, чтобы самим выкупить дом, где мы сейчас находимся. Для этого нам нужны 4 миллиона тенге – на такую сумму мы договорились с хозяевами.
Первоначально собрали 600 тысяч тенге, передали их хозяевам под расписку, что участок и дом продадут нам. Но они хотят, чтобы недостающую сумму мы им передали с рассрочкой в три месяца, а собирать в месяц по миллиону не получается. И я прошу, чтобы нам разбили плату по одному миллиону тенге в квартал.
Если согласятся – у нас есть время и надежда на неравнодушных алматинцев. В приюте сегодня 21 собака и 12 кошек. Собаки сидят по вольерам, а кошки заселили второй этаж дома», — рассказывает Алма.
Конечно, у Алмы есть планы работать с крупными спонсорами, компаниями, в обмен на что она готова всеми имеющимися ресурсами позиционировать их как благотворителей. Но для этого нужно создание фонда – юридического лица.
Алма говорит, что пару раз обращалась с документами на регистрацию, и оба раза ее «завернули», потому что не хватало той или иной бумажки. Заниматься самой и уходом за животными, и оформлением документов у нее не хватает сил и времени. А привлечение наемных работников возможно только в рамках юрлица. Получается замкнутый круг.
Сотрудничество с госорганами – это отдельный вопрос.
«Госаппарат — штука неповоротливая. И у волонтеров, которые занимаются непосредственно законодательной базой в этой области, в том числе и работы приютов, ушло около десяти лет на то, чтобы убедить госорганы и депутатов мажилиса рассмотреть один из предложенных волонтерами проектов закона об ответственном обращении с животными. В итоге закон приняли. В нем речь идет об административных и уголовных наказаниях за жестокое обращение с животными, о ликвидации контактных зоопарков и передвижных зверинцев, о принципах работы отлова, но вступать в силу нормы этого закона будут поэтапно в течение нескольких лет», — сетует наша героиня.
И действительно, Закон РК «Об ответственном обращении с животными» был подписан 30 декабря 2021 года, а прописанные в нем нормы будут вступать в действие с 1 марта 2023 года, с 1 января 2025 года и с 1 января 2029 года.
Что касается приютов для бездомных животных, правила их деятельности утверждены приказом министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 23 мая 2022 года №173. В данных правилах, в частности говорится, что «местные исполнительные органы области, города республиканского значения, столицы вправе осуществлять софинансирование частных приютов на вакцинацию и стерилизацию в соответствии с «Правилами осуществления госзакупок»…»
«Кредит под наш проект никто не даст. Поэтому буду ходить по друзьям и собирать средства с обещанием расплатиться в течение нескольких лет», — резюмирует Алма.
«Мы в ответе за тех, кого приручили». Эта фраза, сказанная Лисом из сказки «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери – из разряда вечных истин. И те, для кого она – не просто фраза из книги, могут помочь приюту, где живут 21 собака и 12 кошек, перечислив средства по следующим реквизитам:
На карту Kaspi 4400 4301 1011 8285
8 777 02 01 239 (на Kaspi по номеру телефона)
На карту Казкома 4003 0327 6922 2516
Paypal: [email protected]