30 июня 2022 года аким Алматы Ерболат Досаев встретился с жителями Турксибского района. Это уже восьмой его очный контакт с алматинцами.

Из официального пресс-релиза можно сделать вывод, что Досаев (его биография здесь) был вполне откровенен и не пытался замолчать или приуменьшить проблемы, беспокоящие жителей Турксибского района.

В свою очередь триста с лишним горожан, пожелавших увидеть акима Алматы, задать ему вопросы и даже пожаловаться (ведь такие возможности выпадают не каждый день), это весьма неплохо.

Конечно, число участников встречи может показаться небольшим, особенно если принять во внимание общее количество жителей района, но, с другой стороны, если чиновники акимата не занимались «нагонкой» граждан,  то, похоже, у Досаева начинается складываться прямой диалог с алматинцами. И уже сам по себе этот факт заслуживает поддержки, в том числе и со стороны оппонентов авторитарного политического режима и «суперпрезидентской» вертикали.

Тем более что аким Алматы озвучил много мероприятий и проектов, которые собирается осуществить акимат города в этом году. Нас этот список весьма порадовал, хотя очевидно, что на фоне нынешних проблем он неполный, но, как говорится, и за это спасибо.

Но впечатлил нас Ерболат Досаев другим. И это другое отнюдь не проект «Программы развития Алматы до 2030 года», а обыденное бюрократическое действие — переименование управлений горакимата.

Цитируем официальный пресс-релиз под названием: «Об изменениях в структуре акимата Алматы»  (выделения сделаны нами):

«На основании решения маслихата акимата города Алматы об утверждении схемы управления городом (от 04.03.2022 г.) и постановлением акимата о реорганизации и переименовании структурных подразделений акимата города (от 09.03.2022 г.) внесены изменения в структуру акимата Алматы:

 

— управление социального благосостояния реорганизовано путем выделения из него управления инспекции труда;

— управление стратегии и бюджета реорганизовано путем разделения на управление финансов и управление экономики;

— управление креативных индустрий преобразовано в управление молодежной политики с расширением функции по работе с молодежью;

— управление энергоэффективности и инфраструктурного развития переименовано в управление энергетики и водоснабжения;

— управление жилищной политики переименовано в управление развития коммунальной инфраструктуры;

— управление зеленой экономики переименовано в управление экологии и окружающей среды;

— управление комфортной городской среды – в управление строительства;

— управление общественного здоровья – в управление общественного здравоохранения».

Если в двух первых случаях имело место обычное разделение управлений на два самостоятельных управления, то в шести остальных случилось то, что мы назовем возвращением с небес на землю.

Многие, особенно те, кто не знают, как функционирует казахстанский бюрократический аппарат и какое значение иногда придается названиям структурных подразделений, нас наверняка не поймут. Между тем, по нашей оценке, литературно-бюрократические усилия Ерболата Досаева свидетельствуют о том, что новый аким Алматы не ставит перед собой никаких грандиозных планов, а собирается делать то, что должны делать все главы администраций – улучшать качество жизни в городе.

По логике в этом месте мы должны были бы сдержанно похвалить Досаева, сравнить его слова и прочую активность на новом посту с обещаниями и действиями его предшественников, объяснить его демократичность и готовность разговаривать с горожанами тем, что он пришел на госслужбу из бизнеса. 

Однако мы не станем этого делать, поскольку Досаев просто выполняет указания, которые он получил от Токаева перед и после своего назначения.

Все дело в том, что казахстанская авторитарная политическая система и «суперпрезидентская» вертикаль, которую теперь, по нашему мнению, на сто процентов формально и на четверть неформально возглавляет Касым-Жомарт Токаев, после января 2022 года действует точно также, как она действовала после декабря 2011 года — то есть после жанаозенской трагедии.

Для тех, кто отслеживал те события с самого начала  и по сегодняшний день, эта идентичность очевидна. Для остальных объясним, почему мы так считаем.

Начнем с того, что в обоих случаях почти мгновенный переход мирного протеста в то, что позднее стало называться трагедией, стал неожиданностью для Акорды, всех ветвей и эшелонов власти. Тот факт, что в первом случае мирный этап длился несколько месяцев, а применение огнестрельного оружия против граждан стало результатом провокации бандитов, а во втором все развивалось стихийно, в данном случае значения не имеет.

Идем далее. Гражданский протест, который в январе 2022 года перерос в атаки на госучреждения и грабежи магазинов, отличается от того же самого, что имело место в Жанаозене в декабре 2011 года, только длительностью и масштабами. Но главная причина их обоих одна и та же – откровенная несправедливость везде и во всем и столь же откровенное пренебрежение мнением казахстанцев людьми, которые им якобы служат на государственных должностях. Ну и открывшаяся затем возможность пограбить безнаказанно.

И в январе 2022 года, и в декабре 2011 года стрельба по мирным и немирным гражданам осуществлялась силовиками произвольно. В результате найти тех, кто стрелял, практически невозможно. Так что максимум, на что осмелилась Акорды и в этом году, и одиннадцать лет назад, так это привлечь к ответственности несколько человек из числа тех, кто не смог найти себе «крыши» или в силу иных обстоятельств оказался сдан своим руководством.

Дальнейшая реакция авторитарного политического режима на декабрьскую трагедию 2011 года и январскую трагедию 2022 года тоже совпадают. В первом случае произошло кардинальное обновление руководства Мангистауской области и города Жанаозеня, во втором случае — кардинальное обновление руководства Республики Казахстан и города Алматы, как места, где противостояние между властями и протестующими было наиболее масштабным, ожесточенным и дорогостоящим как по числу жертв, так и нанесенного ущерба.

И вот теперь на наших глазах в Казахстане в целом и в Алматы в частности повторяется то, что имело место в Жанаозене – решение государственными органами первоочередных проблем населенных пунктов и их жителей с целью снижения уровня протестности.  

Другое дело, что в Жанаозене это происходило и происходит главным образом за счет финансовых средств, которые выделял и выделяет республиканский бюджет. В Алматы же, поскольку город является мегаполисом и поэтому обладает солидными финансовыми возможностями, это будет иметь место в куда меньших размерах. Но в остальном все повторяется – городские власти будут искренне интересоваться тем, что беспокоит горожан, и делать все, чтобы запросы горожан были удовлетворены, если не полностью, то хотя бы частично.  

А все почему? Да потому, что в Казахстане с его авторитарной политической системой и «суперпрезидентской» вертикалью государство слышит только то, что является ему прямой угрозой.  

То есть в Алматы, ставшем местом самых масштабных, ожесточенных и кровопролитных столкновений в январе 2022 года, сейчас происходит то, что было в Жанаозене в декабре 2011 года, но не в столь откровенной форме. А в форме налаживания прямого диалога акима Алматы с горожанами.

Мы не сомневаемся, что господин Досаев сделает все, что в его силах, чтобы решить проблемы горожан. Но при этом уверены, что подавляющая часть этих проблем решена не будет, если только сами алматинцы не возьмутся за их решение, используя нынешнюю активность государства и местных чиновников в качестве инструмента поддержки.

В противном случае все в городе снова заглохнет, как это происходило в стране в течение последних десятилетий «царствования» Назарбаева.

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»! 

 

За последние годы власти сделали все возможное, чтобы запугать тех, кто осмеливается писать о них правду, или «купить» их с помощью госзаказов. В этих условиях независимые редакции могут рассчитывать только на своих читателей.

 

Для «РЕСПУБЛИКИ» нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!

 

Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887.

 

И есть еще несколько способов – они на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.