В «новом Казахстане» пробито очередное дно. Казалось бы, куда дальше после того, как министр культуры Даурен Абаев запретил прокат мультфильма «Базз Лайтер»? Однако на минувшей неделе был зафиксирован факт слежки за адвокатом. И это будет посерьезнее мультика. Адвокат – тот, кто стоит на защите прав граждан. И если уж он оказывается в бесправном положении, то что тогда говорить обо всех остальных казахстанцах.

Адвокатом, документально заявившем о слежке, стала член алматинской городской коллегии адвокатов (АГКА) Лейла Рамазанова. Хронология событий, как рассказала она сама, была следующей.

12 июля она выехала в жилой комплекс «Сакура» для участив в обыске, который должен был проводиться в доме ее доверителя.

«По дороге к предполагаемому месту проведения обыска я заметила преследовавших меня неизвестных людей на двух автомашинах –Hunday Elantra (госномер KZ 748 AEC 05) и Toyota Highlander (госномер 547 AJK 02). Указанные автомашины находились недалеко от ЖК «Сакура» и, как я поняла, из них наблюдали за мной. Я вспомнила, что одну из указанных автомашин я видела во дворе своего дома за несколько дней до 12 июля 2022 года, то есть до выезда к предполагаемому месту обыска.

Вполне очевидно я пришла к выводу, что лица, находящиеся в этих машинах, следят за мной. Опасаясь за свою безопасность, я не решилась подойти одна к сидевшим в машине и выяснить, почему они следят за мной. Поэтому обратилась за помощью к своему коллеге — адвокату Руслану Сагимбаеву.

Уже вдвоем мы обратились к сотрудникам ГАИ, объяснили, что меня преследуют, и попросили остановить машины для выяснения ситуации. Одна из машин — Toyota Highlander — была остановлена сотрудником ГАИ. Как нам пояснил человек, находящийся в ней, он является водителем отдела собственной безопасности Департамента полиции Алматы, он представился и показал документы.

Автомашину Hunday Elantra также удалось остановить, но находящиеся в ней лица, поняв, что не смогут уехать, заблокировали двери и не покидали ее в течение четырех часов. Представляться и предъявлять документы прибывшим сотрудникам полиции они наотрез отказывались и, как впоследствии выяснилось, ждали коллег, которые смогут их эвакуировать», — рассказала Лейла Рамазанова.

Кадры с видео в социальных сетях

Только около 23 часов, сотрудники полиции переместили двух неустановленных лиц в патрульную машину и увезли в неизвестном направлении.

Сама же Лейла Рамазанова в сопровождении коллег проехала в Бостандыкский отдел полиции Алматы, где написала заявление о слежке, которое должным образом было зарегистрировано.

Спустя сутки она получила уведомление, что ее заявление направлено для исполнения в Департамент экономических расследований по Алматы (ДЭР).

Казалось бы, какая тут связь? Выяснилось, что неизвестные, находившиеся в Hunday Elantra, предположительно, как раз и являются сотрудниками вышеуказанного департамента. То есть теперь жалоба в отношении действий сотрудников ДЭР будет проверяться их же коллегами.

«Частью 8 статьи 232 Уголовно-процессуального кодекса установлен запрет на проведение негласных следственных действий в отношении адвокатов, осуществляющих профессиональную помощь, за исключением случаев, когда имеются основания полагать, что ими готовится или совершено тяжкое или особо тяжкое преступление. Разумеется, к ЖК «Сакура» я прибыла для оказания квалифицированной юридической помощи. 

 

На основании изложенного прошу:

 

— признать незаконным и отменить решение, принятое следственным органом – УП Бостандыского района г. Алматы о передаче моего заявления на рассмотрение в Департамент экономических расследований г. Алматы;

 

— дать указания о регистрации в Едином реестре досудебных расследований (ЕРДР) моего заявления о совершенном уголовном правонарушении и в установленном законом порядке организовать досудебное производство по делу, приняв его в своё производство;

 

— рассмотреть настоящее сообщение в порядке и сроки, установленные УПК», — говорится в жалобе адвоката, направленной прокурору Алматы 16 июля.

С заявлением принять меры прокурорского реагирования в связи с выявленным фактом воспрепятствования законной адвокатской деятельности к прокурору Алматы обратился и президиум Алматинской городской коллегии адвокатов. Более того, в АГКА обращают внимание, что вызванные на место задержания автомобиля сотрудники полиции и дежурный прокурор практически бездействовали. Этот факт вместе с требованием принять в их отношении меры также содержится в заявлении в адрес городского прокурора.

Республиканская коллегия адвокатов в свою очередь направила обращения по этому факту в адрес Генеральной прокуратуры, МВД и Уполномоченного по правам человека.

Адвокаты давно предполагают, что за ними и тайная слежка ведется, и телефоны незаконно прослушиваются, но доказать это практически невозможно, сказала в комментарии «Республике.kz.media» адвокат Рена Керимова.

«А в данном случае Лейла Рамазанова обнаружила эту слежку, вызвала коллег, сумела заблокировать автомобиль преследователей до приезда полиции и прокурора. С какими целями эти лица следили за адвокатом, известно не было, не исключено, что с преступными, поэтому и были вызваны сотрудники полиции и дежурный прокурор.

Но теперь мы достоверно можем говорить, что в ее отношении велись незаконные негласные следственные действия или оперативные мероприятия. По предварительным данным, один из преследователей оказался сотрудником Департамента экономических расследований по имени Аслан, второй очень тщательно закрывал свое лицо. Как мы поняли, сотрудники полиции хотели увезти их, чтобы никто не узнал, кто они.

Если это подтвердится, мы готовы жаловаться на подобные методы работы во все уполномоченные госорганы, вплоть до президента РК, потому что это недопустимо – адвокат не должен подвергаться какому-либо давлению, и негласные следственные действия в отношении адвоката возможны только с санкции прокурора или суда, да и то, если уголовное следствие ведется в отношении самого адвоката, а не его клиента. 

Адвокат должен быть уверен: государство защищает его таким образом, что ни у одного органа досудебного расследования даже мысли не должно возникнуть преследовать адвоката», — считает Рена Керимова.

Также она добавила, что адвокатское сообщество будет добиваться, чтобы эти лица были установлены и привлечены к уголовной ответственности за незаконные негласные следственные действия в отношении адвоката.

Директор Казахстанского международного бюро по правам человека Евгений Жовтис заметил по поводу всей этой истории, что даже в «новом Казахстане» мы имеем дело с советским наследием, когда для достижения определенных интересов законодательство игнорируется.

«К сожалению, можно в очередной раз констатировать, что Казахстан – авторитарное государство, в котором, если дело политическое или в нем есть заинтересованность определенных лиц, право можно немножко подвинуть.

Конечно, хорошо, если дело слежки в отношении адвоката Рамазановой будет доведено до логического конца. Но в любом случае это – система, бороться с которой очень сложно.

Дело же не в конкретных двух сотрудниках, а в том, что кроме них, в правоохранительных органах работают тысячи таких же, которые завтра будут следить за кем угодно только потому, что получили такой приказ, не задумываясь, что это незаконно», — считает Евгений Жовтис.

Ну а если говорить о возможной форме противостояния системе в данном конкретном случае, то она, по словам правозащитника, состоит из правовой, информационной и политической частей.

«Правовая заключается в подачи заявлений и жалоб во все возможные инстанции, и хорошо, что госпожа Рамазанова ими пользуется. Также положительно можно расценивать и начало информационной кампании об этом вопиющем случае – через соцсети, через СМИ.

Политическая заключается в том, какие выводы из всего этого сделает Токаев.

Ну и надо учитывать, что адвокатское сообщество – это мощная корпорация, которой сегодня брошен вызов. И добиться справедливости в отношении члена своей корпорации – это дело чести адвокатов. Иначе о какой защите прав рядовых граждан Казахстана может идти речь», — заключил Жовтис.

Наша редакция в свою очередь будет следить, последует ли на ситуацию с адвокатом та самая «политическая» реакция.

Ведь президент РК Касым-Жомарт Токаев еще в феврале 2021 года на заседании Национального совета общественного доверия говорил о том, что казахстанская адвокатура должна быть независимой:

«Строительство правового государства невозможно без сильной и независимой адвокатуры. Эффективность госаппарата в значительной степени связана с созданием возможности для профессиональной защиты прав и интересов граждан и предприятий. От этого также зависит уровень предпринимательской и инвестиционной активности в стране. Поэтому роль адвокатов здесь сложно переоценить». 

Или это был всего лишь пустой звук?..

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

 

За последние годы власти сделали все возможное, чтобы запугать тех, кто осмеливается писать о них правду, или «купить» их с помощью госзаказов. В этих условиях независимые редакции могут рассчитывать только на своих читателей.

 

Для «РЕСПУБЛИКИ» нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!

 

Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887.

 

И есть еще несколько способов – они на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.