Как известно, одной из инициатив президента Казахстана Токаева является намерение максимально демонополизировать экономику. В марте текущего года даже была создана комиссия по этому вопросу, в состав которой вошли первые руководители агентств по противодействию коррупции, финансовому мониторингу, защите и развитию конкуренции, члены правительства, представители генпрокуратуры и АО «Самрук-Казына». А 1 июля состоялось ее заседание, посвященное реформированию ключевых товарных рынков.

Одним из обсуждаемых был рынок нефти и нефтепродуктов. Члены комиссии предложили в целях увеличения числа его участников и общего улучшения ситуации на нем, предусмотреть возможность покупки сырья нефтеперерабатывающими заводами напрямую у недропользователей, внедрить биржевые торги нефтью, увеличить объем торгов нефтепродуктами.

Однако отчет Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК) «О состоянии конкуренции на отдельных товарных рынках и принимаемых мерах по ограничению монополистической деятельности за 2021 год»  высветил иную проблему: ценовая политика на рынке нефтепродуктов носит нерыночный характер ввиду того, что доля двух доминирующих групп на нем составляет 80%.

«Схема реализации нефтепродуктов, где государственная компания «КазМунайГаз» отпускает основной объем нефтепродуктов частной розничной сети PetroRetail, а основной ресурсодержатель Petrosun – аффилированным Sinooil и посредникам, ограничивает доступ к ресурсам и развитие небольших сетей АЗС. Не конкурируя между собой, данные вертикально-интегрированные компании не позволяют создавать конкуренцию также со стороны независимых сетей АЗС, ограничивая им прямые продажи», — сказано в этом отчете.

Двое из ларца

PetroRetail – это сеть АЗС, ранее принадлежавшая «КазМунайГазу».

В апреле 2019 года она была приватизирована — сумма сделки составила 163,3 млн долларов. Ее доминирующее положение на рынке вполне объяснимо: отнюдь не просто так нацкомпания «КазМунайГаз» выбрал именно PetroRetail в качестве основного реализатора.

Из открытых источников известно, что учредителями ТОО PetroRetail являются ТОО Prime case и ТОО Joint Technologies, а также Руфат Ходжалаков.

Учредители ТОО Prime case — ТОО Head Company (50%) и олигарх Данияр Абулгазин (также 50%).

Учредителями ТОО Joint Technologies являются ТОО «Кипрос» и Раушан Сагдиева.

В свою очередь учредителем «Кипроса» выступает зять  первого президента Казахстана Тимур Кулибаев, а Раушан Сагдиева значится там руководителем.

КСТАТИ, за последний год Тимур Кулибаев хоть и ушел с публичного поста главы Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», бизнес свой не только сохранил, но и приумножил.

 

По данным рейтинга журнала Forbes.kz, составленного в мае 2022 года,  он увеличил свое состояние за год на 1 млрд долларов (с 2 900 000 000 до 3 900 000 000) и теперь находится на втором месте в списке 50 самых богатейших казахстанцев и на первом в списке 50 самых влиятельных бизнесменов.

О том, кто такой Данияр Абулгазин и что его связывает с Тимуром Кулибаевым, мы подробно рассказывали в нашем февральском расследовании «Кулибаев — Абулгазин — Сулейменов. Чьи уши торчат за ростом цен на газ?»

Подробно вы можете прочитать его по ссылке, а здесь напомним лишь о том, что, владея долей PetroRetail, Абулгазин на пару с супругой владеет также долей и второго доминантного игрока на рынке реализации нефтепродуктов – Petrosun. И, полагаем, у пары «Кулибаев – Абулгазин» при желании достанет ресурсов монополизировать любой рынок.

«Присутствие двух основных вертикально-интегрированных групп обеспечивает контроль за ценами на нефтепродукты. Вместе с тем, в условиях отсутствия ценовой конкуренции, прозрачных биржевых торгов повышаются экономические издержки такой структуры рынка. Высокая маржинальность поставщиков нефти, наличие непродуктивных посредников означают недофинансирование производства и изъятие средств из экономического оборота смежных, потребительских рынков», — резюмируют эксперты в отчете АЗРК.

Чем крупнее, тем лучше?

Мы попросили прокомментировать ситуацию с реализацией нефтепродуктов экспертов.

Аналитик в нефтегазовой сфере, ведущий авторской программы «Байдильдинов. Нефть» Олжас Байдильдинов в комментарии  Республике.kz.media предложил не политизировать нефтяной бизнес. По его мнению, наличие крупных нефтетрейдеров на рынке не зло, а благо.

«Годовой оборот, чтобы стабильно покупать-продавать нефть, это порядка 2 миллиарда долларов. Есть ли у мелких АЗС такие деньги? Конечно, нет, они не привыкли работать с такими суммами.

Для примера: почему товары в супермаркетах MAGNUM часто бывают дешевле, чем в магазинах у дома? Потому что у супермаркета есть оборотные средства, он способен закупать большие объемы и за счет этого экономить деньги.

Большинство потребителей и псевдоаналитиков винят во всем происходящем трейдеров, но ситуация как раз обратная. За счет масштабов бизнеса трейдеры могут эффективнее работать, чем множество небольших компаний, при этом выполняя социальные функции. Например, около 800-900 тыс тонн дизельного топлива для нужд сельхозтоваропроизводителей поставляется трейдерами по ценам ниже, чем бензин!

Если вместо крупных трейдеров придут тысячи мелких торговцев, это не значит, что цены снизятся, наоборот, они вырастут. Ведь только когда оборот исчисляется миллионами, маржу можно снизить. Другими словами, чем крупнее бизнес, тем ниже цены для потребителей. Крупные трейдеры могут обеспечить стабильность поставок, а биржевая реализация в мелкий опт — это как раз то, к чему движется Казахстан», — сказал Олжас Байдильдинов.

Что касается ситуации с упомянутой в отчете АЗРК компании PetroRetail как доминирующей на рынке компании, то, по словам эксперта, приватизация этой сети АЗС проходила с определенными условиями: новый владелец не меняет профиль деятельности, не сокращает персонал, а «КазМунайГаз» в ответ предоставляет определенные гарантии по поставке нефтепродуктов.

Есть у него свое мнение и о претензиях к Petrosun:

«А если говорить о Petrosun, который всегда подвергается критике, то это – совместное предприятие, 51% которого принадлежит дочерним фирмам Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC), и именно они продают нефть на внутренний рынок Казахстана по цене ниже рыночной и являются одним из «спонсоров» наших низких цен.

Я всегда говорю, что китайским компаниям нужно сказать спасибо за то, что они идут на такие социально ответственные шаги. Они могут продавать нефть и нефтепродукты в Китай, где ценник – выше 400 тенге, но они оставляют ее на переработку здесь, и сейчас поставляют нефти по сниженным ценам больше, чем тот же «КазМунайГаз». Да, убрать Petrosun из этой схемы можно, но китайцы создадут иную структуру, скажем, Petrosun2.0».

Иное мнение у экономиста Айдара Алибаева.

Он считает, что только имена владельцев PetroRetail и Petrosun обеспечивают им монопольное положение на рынке нефтепродуктов:

«Нам говорят о новом Казахстане, а фигуры и методы работы остаются старыми. С наличием Кулибаева и Абулгазина ни о развитии конкуренции, ни о таких понятиях, как «интересы народа» или «интересы рынка», говорить не приходится».

Раскритиковал он и мнение о том, что наличие крупных нефтетрейдеров на рынке гарантирует более низкие цены, полагая, что оно формируется ими же самими, чтобы не допускать конкурентов.

«Аналогия с супермаркетами здесь не проходит. В них номенклатура товаров исчисляется тысячами наименований, естественна и разница в цене, за счет чего средняя линейка цен может несколько нивелироваться. У нефтетрейдеров же в продаже несколько сортов бензина и дизтопливо, то есть у всех практически один товар. Поэтому я не согласен с такой философией, если только не смотреть на нее под углом защиты интересов крупных нефтетрейдеров и аффилированных компаний».

Все выше и выше

Между тем Олжас Байдильдинов прогнозирует, что вне зависимости от того, есть ли на рынке крупные нефтетрейдеры  и кто ими владеет, цены на нефтепродукты в Казахстане будут только расти.

«Президент Токаев на расширенном заседании правительства поддержал тезисы, которые я озвучиваю с 2019 года, о том, что нужно отпустить цены в рыночную среду, иначе казахстанцев ждет дефицит. Однако переход к рыночным механизмам ценообразования затягивается. Были отложены биржевые торги на ряд нефтепродуктов и сжиженный газ.

Между тем, напомню, Казахстан в рамках ЕАЭС и требований ВТО должен перейти на прозрачный механизм ценообразования, а это биржевые торги. В настоящее время лишь небольшая часть нефтепродуктов продается через них, тогда как в РФ по видам нефтепродуктов этот объем может достигать 25%. То есть открытый рынок, прозрачная биржа, торговля в режиме онлайн, когда видно кто и по какой цене покупает или продает — это реальные рыночные инструменты и мы движемся к ним».

Прогноз же цен на топливо от Олжаса Байдильдинова выглядит так:

«На 11 июля, по данным Global Petrol Prices, в Кыргызстане Аи-95 стоит 377 тенге, в России — 392, Беларуси — 452, Узбекистане — 462, Азербайджане — 555 тенге, Китае – 663, ОАЭ (справочно) — 582 тенге. В Казахстане цену на Аи-95 отпустили.

Мой прогноз: цена будет 240-250 тенге, но, возможно, ниже. Осенью нас ждет дефицит дизтоплива, а зимой цена на него может шагнуть за 500 тенге».

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

 

За последние годы власти сделали все возможное, чтобы запугать тех, кто осмеливается писать о них правду, или «купить» их с помощью госзаказов. В этих условиях независимые редакции могут рассчитывать только на своих читателей.

 

Для «РЕСПУБЛИКИ» нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!

 

Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887.

 

И есть еще несколько способов – они на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.