В последнее время крупные казахстанские чиновники освоили новый прием в общении с людьми. Он называется «я живу так же плохо, как и вы».
Акима Алматы Досаева спрашивают о регулярных отключениях света в одном из районов Алматы. Он в ответ заявляет, что и у него в доме электричество отключают несколько раз в день.
Министра образования Аймагамбетова спрашивали о высокой стоимости подготовки детей к школе. Он в ответ выложил в своих социальных сетях чеки, подтверждающие, что стоимость одежды для его ребенка к новому учебному году составила 36,000 тенге.
Обоих министров торговли, что старого – Султанова, что нового – Жумангарина, спрашивали о ситуации с сахаром в стране. Оба в ответ прибеднялись. Один, как выяснилось, пьет чай с медом, другой – с вареньем.
И здесь, на мой взгляд, проявляется одна очень серьезная логическая ошибка. Министры и акимы как бы говорят нам – отстаньте от меня, я живу так же плохо, как и вы. Тогда как сообщение, которое хотелось бы от них услышать – я живу хорошо, и делаю все, чтобы вы жили так же.
Почему это ошибка? Потому что у позиции «я живу так же плохо, как и вы», нет будущего. Из этой позиции нет развития. У нее нет перспективы. Она предполагает, что мы все согласны жить одинаково плохо – и министры, и акимы, и все остальные. И что всех это устраивает.
Хорошая одежда и обувь к школе не могут стоить 36,000 тенге. Я сам собираю в школу двух детей уже который год, и хорошо это знаю. Если купить на 36,000 тенге одежду для ребенка, она будет отвратительного качества, ребенок в ней себя будет чувствовать плохо, и она развалится через месяц.
Когда министр образования РК озвучивает такие цифры, он тем самым задает для казахстанских детей некий стандарт, и это стандарт плохой, низкий. Но большего от него требовать теперь как бы нельзя – он же сам нам показал, что по этому стандарту живет. Хотя мне лично кажется, что министр здесь несколько лукавит.
Когда аким крупнейшего города в стране говорит о том, что и у него в доме несколько раз в день отключают свет, он тем самым сообщает, что отключение света – это норма, и жители города должны с ней смириться. Но это не может быть нормой. И, кстати, сразу вызывают вопрос деловые качества такого акима, который должен навести порядок в огромном городе, но не может этого сделать в собственном доме.
У меня для наших министров и акимов есть важное сообщение. Казахстанцам в большинстве своем не нужно, чтобы вы жили плохо. Не надо это демонстрировать. Не надо прибедняться, терпеть отключения света и одевать детей в дешевую одежду. Вы имеете полное право жить хорошо, и большинство жителей нашей страны вас в этом поддержат. При одном простом условии – вы сделаете все, чтобы ваш стандарт жизни был применим для всех казахстанцев без исключения.
Не надо искусственно опускать для нас планку. Нам это неинтересно.
Нам, по большому счету, вообще мало интересны ваши бытовые привычки и то, с чем именно вы пьете чай. Нам интересно, что делается для того, чтобы выбор, с чем пить чай, и возможность нормально одеть ребенка в школу были у каждого казахстанца.
Бедность не может быть примером. Скромность – может. Но не нужно путать эти два понятия. Иначе все это – путь в никуда.