Разговор о вейпах и Icos с президентом общественного фонда «Аман-Саулык» зашел совершенно неожиданно. В кулуарах одного мероприятия врач и общественный деятель Бахыт Туменова неожиданно заметила, что она читала на нашем сайте статью «Не так страшен вейп, как его малюют» и считает, что мы абсолютно правы, что подняли эту тему.
Услышав от нее такую оценку, мы решили воспользоваться случаем и расспросить ее более подробно о важности заместительных методов в табакокурении и не только.
— Бахыт Ниязбековна, так почему важно обсуждать этот вопрос?
— Зависимость и потребность в никотине трудно излечить, как и наркотическую или алкогольную зависимость. Тут мало только желания человека. Нужна помощь. Поэтому если есть возможность снизить вред, эту возможность надо использовать. Тем более что эти альтернативные методы наносят организму человека меньше вреда.
— Но вред от них все-таки есть?
— Да, есть, но меньше, чем от табакокурения. При их помощи в организм поступает никотин, но при этом в них исключается горение. Поэтому на мой взгляд к традиционному табакокурению и к альтернативной доставки никотина в организм должен быть дифференцированный подход. Альтернативные несут меньший вред, поэтому их надо поддерживать. Они имеют право на существование.
— Вы как врач, считаете гуманно поддерживать людей с никотиновой зависимостью?
— Если исходить из позиции права на здоровье, то всем, имеющим любую зависимость — наркотическую, никотиновую, алкогольную — требуется заместительная терапия. Но люди должны сами принимать решение, основываясь на правдивой информации. Безусловно, необходимо четко объяснять, в чем вред обычных сигарет и насколько альтернативные продукты могут снизить этот вред. И подход в этом не должен быть запретительным.
На видео ниже Батыт Туменова дает пояснение своим словам.
— Наш фонд давно занимается заместительной терапией, задача которой снижение вреда для здоровья, доступными и безопасными способами. И мы в этом не первые. Эта концепция существует более пятидесяти лет в мире. Еще когда я работала в Павлодаре заместителем акима области, уже тогда мы это применяли.
— С табакокурением?
— Нет, в конце 80-х годов появилась вич-инфекция, и примерно тогда же в Казахстан пришли международные фонды, которые помогали решить эту проблему. Одним из направлений помощи было снижение среди наркоманов числа вич-инфицированных. Для этого им раздавали бесплатные шприцы и презервативы, чтобы снизить риски заражения вич.
Павлодарская область была первым регионом, где депутаты дали добро на выделение денег из бюджета на закупку бесплатных шприцов именно для этой цели. Но не сразу. Было и непонимание, и сопротивление. Они говорили: «Зачем их спасать, пусть перезаражаются и быстрее помрут, нам лучше будет! Зачем тратить на них бюджетные деньги?» Поэтому мне, как заместителю акима по социальным вопросам, приходилось встречаться с ними и разъяснять, почему это необходимо.
Второй раз я столкнулась с непониманием, когда стала поднимать вопрос о заместительной терапии для наркоманов, а именно давать им заместительный препарат метадон. Это официально зарегистрированный препарат в Казахстане, и, конечно, он тоже вреден для организма человека. Но он в разы меньше несет вреда, чем опийный наркотик. И если мы даем наркоману этот препарат, то мы снижаем вред для его здоровья и повышаем уровень безопасности людей, которые его окружают.
— Как это?
— Наркоман же ради денег на дозу пойдет на любое преступление. Это такое заболевание, когда человек полностью зависим, и при ломке его ничто не останавливает. Когда же он получает методон, у него снижается тяга к наркотику, и самое главное — этот препарат не вызывает опьянения, не затуманивает мозги. Поэтому в вопросе этой заместительной терапии есть полное понимание со стороны Всемирной организации здравоохранения.
— А с табакокурением?
— С табакокурением по-другому, хотя между наркотиками и табаком просматривается параллель — и то, и другое вызывает зависимость. При табакокурении зависимость появляется от никотина, который выделяется в процессе горения табака. Поэтому я за то, чтобы снизить вред от табакокурения. Но не всегда нахожу в этом понимание.
Больше по теме — на видео.