Активное обсуждение поправок в «Кодекс о здоровье», которые предлагают практически приравнять электронные сигареты к традиционным, заставило нас обратиться к третьей стороне – признанному международному эксперту, ведущему научному специалисту в сфере табака, Председателю Консультативного комитета Центра права, политики и этики в области здравоохранения Университета Оттавы, профессору юридического факультета Оттавского университета Дэвиду Свеанору.
— Доктор Свеанор, почти год назад на Глобальном форуме по никотину в Варшаве вы привели следующую цифру: «За два года, прошедшие с момента появления на рынке систем нагревания табака, продажи сигарет в Японии сократились на 27%». Что-то изменилось за год в этом плане?
— Продажи сигарет в Японии продолжали падать намного выше исторических показателей. Я являюсь соавтором рецензируемого исследования, которое было опубликовано по этой теме на прошлой неделе. Продажи сигарет снизились на треть по сравнению с уровнем, существовавшим в 2015 году, за год до появления нагреваемых табачных изделий. Общий рынок табака продолжал снижаться такими же темпами после появления альтернативных табачных изделий, а продажи сигарет резко упали, поскольку потребители в большом количестве переключились на нагреваемый табак с традиционного курения. Это невероятно важно, поскольку именно вдыхание дыма, а не никотина, является причиной огромного количества болезней, вызываемых курением сигарет.
— На том же Форуме были приведены данные из Глобального доклада о состоянии снижения вреда от табака за 2018 год: около 62 стран регулировали продажи электронных сигарет также как табачные продукты. Как обстоят дела сегодня?
— Мы видим, как страны движутся в разных направлениях. Очень многие страны ЕС наблюдают быстрый рост доли рынка альтернативных никотинсодержащих продуктов. Например, в нескольких крупных городах нагреваемый табачный продукт уже занял десятую часть рынка, потеснив более вредные традиционные «горючие» сигареты.
В то же время есть страны, которые, как и ваша, стремятся запретить или сильно затруднить использование сигарет с низким уровнем риска. В Индии, где около 300 миллионов потребителей токсичных табачных изделий, запретили альтернативы с низким уровнем риска. В итоге это увеличило капитализацию их национальных сигаретных компаний. Меры по ограничению альтернатив сигаретам часто оправдывают защитой здоровья, но в действительности они лишь защищают традиционный сигаретный бизнес.
Новые технологии представляют огромную угрозу для традиционного сигаретного бизнеса, и транснациональные сигаретные компании уже потеряли сотни миллиардов долларов рыночной стоимости, поскольку те же нагреваемые табачные изделия стали жизнеспособными альтернативами для людей, которые в противном случае курили бы сигареты.
— Один из самых противоречивых вопросов в дискуссиях о здоровье сегодня — отличается ли вред от употребления обычных сигарет от вреда от употребления альтернативных табачных изделий? Существуют ли признанные на международном уровне исследования по этой теме, которые могли бы дать определенный ответ?
— Мы знаем, по крайней мере, с момента публикации новаторской работы профессора Майкла Рассела в 1970-х годах, что люди курят никотин, но умирают от дыма. Общественное здравоохранение Англии и Королевский колледж врачей в Великобритании (самая престижная медицинская организация в мире) очень четко заявили, что именно дым смертелен.
История применения жевательного табачного изделия – снюса — в Швеции и Норвегии показывает, что сигареты могут быть заменены продуктами с небольшой долей риска. Это согласуется с историей более безопасных продуктов питания, фармацевтических препаратов, автомобилей, рабочих мест и самолетов. Там, где мы находим риск, мы стремимся уменьшить его.
Известный британский учёный и консультант правительства Соединённого Королевства по вопросам защиты общественных интересов в сферах энергетики, экологии, здравоохранения, программы снижения вреда в области здравоохранения Клайв Бейтс дает превосходный обзор по вопросам, включая относительный риск употребления разных табачных изделий. На вопрос «Являются ли электронные сигареты менее вредными, чем сигареты?», он четко отвечает: «Да. Вне всякого разумного сомнения, электронные сигареты гораздо менее вредны: на один-два порядка менее опасны».
— Ваше мнение как юриста и председателя наблюдательного совета Центра права, политики и этики здравоохранения при Университете Оттавы: как должны регулироваться альтернативные продукты – электронные сигареты и др.?
— Я, проработав юристом в течение четырех десятилетий, пытался уменьшить количество ужасных болезней, связанных с курением сигарет, и думаю, что мы можем обобщить проблему всего тремя простыми словами: «Это дым». Когда мы можем предотвратить вдыхание дыма, мы спасаем жизни.
Регулирование и налогообложение должны быть пропорциональны риску. Самые вредные продукты должны быть в наиболее неблагоприятном положении на рынке. Я соавтор статьи об этой концепции в Медицинском журнале Новой Англии. В ней мы подчеркиваем, что цель регуляторов должна состоять в том, чтобы сделать более безопасный выбор более легким для потребителей.
Мы считаем, что разработчикам политики на национальном, государственном и местном уровнях следует рассмотреть подход, предусматривающий дифференцированное налогообложение никотиновых продуктов, чтобы максимально стимулировать потребителей табака переходить с наиболее вредных продуктов на наименее вредные.
— Похоже, что Казахстан может стать первой страной, которая поместит на пачки со стиками для устройств нагревания табака предупреждающие картинки. Поможет ли это курильщикам забыть о своих привычках?
— Я лично сыграл большую роль в размещении первых графических предупреждений о сигаретах непосредственно на их пачках. Но многие люди не понимают, что сообщения, основанные на страхе, работают только тогда, когда у людей есть жизнеспособная альтернатива, которая позволяет им избежать риска. Размещение графических предупреждений на продуктах с низким уровнем риска почти наверняка введет потребителей в заблуждение относительно вреда от них, что может привести к тому, что люди просто будут продолжать курить сигареты и умирать от вдыхания дыма.
Вопросы задавал Махамбет Ауэзов