Одной из немногих сфер, в которых активность второго президента Казахстана заслуживает поддержки, является внешняя политика. В условиях крайне обострившегося геополитического противостояния между Россией и коллективным Западом во главе с США и Европейским союзом, Касым-Жомарт Токаев действует не просто осторожно и многовекторно, а, можно сказать, демонстрирует чудеса политической эквилибристики.

Причем в отношениях даже с теми государствами, которые не относятся к категории ведущих и влиятельных.

В связи с этим хотели бы выступить в защиту Токаева.

После пересечения российскими войсками условной границы противостояния, сформировавшейся в Украине в 2014 году, он оказался под ударом, пока информационным, достаточно широкого круга политических противников. Начиная с главного политического оппонента Акорды Мухтара Аблязова и заканчивая казахскими националистами и патриотами.

Первый, в частности, недоволен тем, что Токаев не предпринимает никаких усилий по выходу Казахстана из сферы влияния России. Вторых не устраивает тот факт, что государственные структуры не предпринимают никаких мер по ограничению или предотвращению:

  • въезда россиян на территорию республики,
  • получению ими индивидуальных идентификационных номеров,
  • оказанию негативного влияния на рынок аренды,
  • обустройству в Казахстане на длительное или постоянное проживание и т.д 

Мы понимаем эмоции оппонентов второго президента РК, но в данном конкретном случае, скорее, на его стороне. Хотя бы потому, что сегодня у Кремля и Владимира Путина развязаны руки, и у них с избытком инструментов и методов приведения Акорды и Токаева в чувство.  

Об одном таком методе на днях подсказало нам рейтинговое агентство S&P Global Ratings. Дело в том, что 7 октября оно понизило рейтинг ТОО «Тенгизшевройл» до уровня BB+ в связи с: «повышенным риском нарушения функционирования основного экспортного марштура», причем с негативным прогнозом.  

Поскольку на сайте самого рейтингового агентства доступ к тексту пресс-релиза ограничен, воспользуемся для цитирования перепечаткой на сайте «Номад» (выделения сделаны нами):

«Понижение рейтинга ТШО главным образом отражает возможный ущерб для операционной деятельности компании и сокращение ее денежных потоков в случае длительных перебоев в работе основного экспортного маршрутаБолее 95% нефти ТШО транспортируется по нефтепроводу КТК, проходящему по территории России.

 

С учетом геополитической напряженности, вызванной российско-украинским конфликтом и соответствующими экономическими санкциями со стороны торговых партнеров России, мы считаем, что риски перебоев в экспорте нефти по КТК через Россию возросли. Хотя Казахстан строго соблюдает все санкции против России, стараясь при этом сохранить долгосрочные отношения с этой страной, мы полагаем, что найти баланс может оказаться непросто.Более того, ситуация на мировых нефтяных рынках, скорее всего, будет оставаться нестабильной и крайне непредсказуемой.

 

Насколько мы понимаем, страны «Большой семерки» и ЕС хотят расширить уже наложенные ограничения и санкции на экспорт российской нефти, которые также затронут транспортировку и страхование нефтяных грузов из России, введя ограничения на цены на российскую нефть, но Россия, как мы видим, не желает продавать нефть по этим ценам.

 

Это может привести к тому, что Россия перестанет экспортировать нефть на мировые рынки и заблокирует экспорт из других стран, чтобы получить рычаги воздействия на западные страны.

 

Мы отмечаем, что большинство казахстанских нефтяных компаний, включая ТШО, компанию по разработке Кашаганского месторождения и нефтепровод КТК, принадлежат западным нефтяным компаниям, такими как Exxon, Chevron, Shell и TotalEnergies, что может дать России дополнительные основания для блокировки поставок нефти. На данный момент это не предусмотрено базовым сценарием, однако мы считаем, что вероятность блокировки или значительного снижения пропускной способности нефтепроводов на территории России повысилась за последние месяцы».

В обоснование своих опасений S&P Global Ratings перечисляет события последних месяцев. По оценке экспертов, «с марта 2022 года произошло как минимум четыре инцидента, связанных с КТК, по которому экспортируется около 80% добываемой в стране нефти». И при этом: «Полная автономность нефтяной отрасли Казахстана от российских экспортных маршрутов в краткосрочной перспективе невозможна».

Так что, даже если оставить за скобкой более чем тесные межгосударственные связи России и Казахстана, их совместное членство  в ОДКБ и ЕАЭС, протяженную общую границу, плотные экономические и торговые отношения, вековую общую историю, Кремль и Владимир Путин располагают более чем эффективным рычагом давления на Акорду и Касым-Жомарта Токаева.

Для этого им даже не нужно предпринимать действия, которые прямо нарушат межгосударственные договора, в частности о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 1992 года и о добрососедстве и союзничестве в XXI веке от 2013 года. Достаточно будет, чтобы некие «украинские террористические группы» подорвали трубы КТК или насосные станции, которые поддерживают в них давление.

В результате такой «спецоперации», которая, по нашей оценке, ничем не отличается от подрыва грузовика на Крымском мосту или взрывов, повредивших магистральные газопроводы «Северный поток» и «Северный поток-2», Казахстан в целом и президент Токаев в частности буквально за несколько месяцев окажутся в крайне сложном положении.

Ведь по оценке того же S&P Global Ratings:

«Операционные и финансовые последствия длительного сбоя в работе КТК для ТШО могут быть очень значительными. В отсутствие существенных альтернатив нефтепроводу КТК и с очень ограниченными возможностями хранения нефти на месторождениях ТШО и объектах КТК (три-пять дней) компания ТШО будет вынуждена значительно сократить объемы добычи в течение нескольких дней после приостановки работы КТК.

 

По нашим оценкам, в сценарии приостановки деятельности КТК, что не является нашим базовым сценарием, ТШО сможет транспортировать не более 10% текущего объема добычи нефти, полностью минуя Россию (и не более 20% продукции, включая трубопровод Атырау-Самара, который соединяется с российской системой нефтепроводов компании ПАО «Транснефть»). Ранее компания использовала более затратный альтернативный маршрут через российские железные дороги, но в нынешней геополитической ситуации это не снизит риски существенно. Потенциальное снижение добычи нефти до 10-20% полной мощности будет иметь несколько последствий для ТШО».

Мы не будет цитировать дальше пресс-релиз рейтингового агентства, поскольку у нас другая задача – показать, что в случае прекращения работы КТК и соответственно трех основных казахстанских нефтегазовых месторождений, Россия сразу получит несколько выгод:

  • во-первых, с мирового рынка уйдет по нашим грубым прикидкам порядка миллиона баррелей в день, что, несомненно, поддержит цены и интерес к российской нефти у не западных покупателей,
  • во-вторых, крупнейшие западные нефтегазодобывающие компании Exxon, Chevron, Shell и TotalEnergies понесут очень большие потери,
  • в-третьих, Акорда и лично Касым-Жомарт Токаев окажутся в положении, когда, чтобы удержаться у власти, им придется прибегать к крайне непопулярным и потенциально опасным методам – ведь иссякнет основной источник пополнения Нацфонда РК.

Между тем в нынешней ситуации, внутриполитическая стабильность в Казахстане держится  отнюдь не на вере граждан во второго президента РК и ожидании, что он воплотит свои многочисленные обещания в жизнь, а на том, что госбюджет пока справляется с финансированием социальных выплат. Но если случится то, чего, судя по тексту пресс-релиза, опасаются аналитики S&P, то устойчивость казахстанской авторитарной политический системы и «суперпрезидентской» вертикали немедленно окажется под вопросом.

Иными словами, судьба их окажется в руках Кремля и Владимира Путина, потому что если КТК не будет работать два-три года, что вполне вероятно при негативном развитии событий, а потом случиться так,  что с казахстанских месторождений будет нечего поставлять в Новороссийск, поскольку их нужно реанимировать, то не факт, что Токаев сможет просидеть желаемые им семь лет в кресле президента. Так что он буквально обречен быть многовекторным и крутиться как флюгер на сильном ветру.

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ» 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887. И есть еще несколько способов – на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.