Мы продолжаем нашу серию репортажей, посвященных правдивой истории войны в Украине. До сих пор часть казахстанцев воспринимает так называемую «спецоперацию» через призму российских нарративов: верит, что в Киеве засели нацисты, а российская армия стреляет высокоточным оружием – и лишь по военным объектам.

 

Мы расскажем вам, что происходит в Украине на самом деле — как живут люди и города, уже восьмой месяц, с 24 февраля 2022 года, подвергающиеся постоянным обстрелам. Это страшные истории. Но вы должны их узнать.

В первый же день полномасштабной войны, 24 февраля, российские снаряды стали убивать не только людей в Украине – тогда же под обстрел реактивных систем залпового огня попал и крупнейший в стране «Фельдман-Экопарк», расположенный в поселке Лесной неподалеку от Харькова.

Ландшафтный, дендрологический и зоологический Экопарк открылся в 2011 году и расположился на площади 140 гектаров, 40 из которых заняла туристическая «зоопарковая» зона с вольерами, огражденными пастбищами и образовательными площадками. В парке работали кружок юных натуралистов и конная школа.

Всего на территории содержалось более 2 тысяч животных, многие из которых занесены в Красную книгу, а в заповедной части росли краснокнижные растения и кустарники. По состоянию на 2021 год зоопарк находился на седьмом месте в топ-10 самых посещаемых зверинцев Европы.

«К разговорам о войне я относился как к какому-то бреду – считал, что люди сеют панику. К своему стыду, в свои 60 лет я вообще не верил, что это может произойти, — рассказывал владелец экопарка Александр Фельдман. — В тот день я был под Киевом. Когда началось вторжение, меня разбудил водитель и сказал, что бомбят Харьков. Я подумал, что он либо сошел с ума, либо пьян. Но это оказалось правдой – тот район Харьковской области, где расположен экопарк, начали бомбить сразу, и очень скоро стали гибнуть не только звери, но и наши сотрудники, которые пытались кормить и эвакуировать животных».

Сначала был шок

Уже днем 24 февраля прилетевшие в экопарк снаряды разрушили вольер и убили шесть оленей. Остальные разбежались. Тогда же снаряд разбил клетку с мартышками, и при минус 19 градусах они убежали в лес, где погибли от холода.

Южноамериканская альпака гуляет рядом с не разорвавшимся снарядом в экопарке в первые дни войны.

«Сначала мы все пребывали просто в шоке и ощущении полной нереальности происходящего, а потом поняли, что это война и она продлится не один день, поэтому стали пытаться спасать животных. Но сделать безопасно это было уже невозможно. Обстрелы ежедневно только усиливались», — вспоминает научный сотрудник экопарка Андрей Ганченко.

При этом большая часть сотрудников зоопарка сбежала в первые дни войны. Сразу уехали дворники, рабочие, вся охрана, многие из научных сотрудников.

«Я никого не сужу, — говорит Андрей Ганченко, — это война, каждый спасает свою жизнь, но всё-таки как можно бросить животных, которые к тебе привыкли? Ведь посторонний человек не сможет зайти в вольер и покормить льва или леопарда. Они не примут от постороннего еду, да и для человека это опасная ситуация. И взаимозаменяемости у нас нет — человек, который кормит енотов и барсуков, не может зайти к тигру». 

Зоопарк в «серой зоне»

От страха во время обстрелов животные разбивались в кровь о клетки, о стекло. Погибло огромное количество птиц и  обезьян – когда очередной снаряд разорвался у клетки с шимпанзе, некоторые приматы погибли даже не от снаряда, а от разрыва сердца. Многие животные вырвались из разрушенных клеток и убежали – волки, косули, лисицы, лани.

Разрушенный обезьянник.

По злой иронии судьбы зоопарк оказался в «серой зоне» линии фронта — прямо посередине между русскими и украинскими войсками. В разное время на его территорию заходили то одни, то вторые. Постоянно шли бои. Вокруг него было все заминировано. Сотрудники зоопарка находили мины как в самом парке, так и в окружающей лесополосе, даже на деревьях – там повисло много противопехотных мин, которые сбрасывали с помощью парашютов.

Экопарк на линии огня. Карта боевых действий у Харькова на начало марта 2022 года.

Спустя две недели постоянных атак Администрация экопарка обратилась к украинцам:

«Эта карта иллюстрирует, в насколько тяжелой и страшной ситуации оказался наш Экопарк. Мы на линии огня. Регулярные бомбежки и обстрелы, разрушенная инфраструктура, погибшие и покалеченные животные. Это кошмар, который мы просто не могли себе представить, а сейчас это – реальность. Но мы не сдаемся. Мы пытаемся найти «окна» в обстрелах, чтобы попасть на территорию экопарка и покормить зверей. Мы пытаемся вывезти всех, кого возможно. Мы боремся и будем продолжать бороться за каждую жизнь наших животных».

Так как район зоопарка оказался в центре активных боевых действий, а доступ к нему был очень ограничен, то администрация экопарка даже призывала противоборствующие стороны к приостановке огня.

«Зеленые коридоры» нужны не только людям, но и животным! Нам необходимы хотя бы два часа «тишины» в день, чтобы наши сотрудники и волонтеры могли попасть на территорию экопарка и покормить животных. Речь идет о спасении жизни сотен ни в чем не повинных живых существ!», — в отчаянии просили зоозащитники.

Спасали зверей, но гибли сами

Чтобы хоть как-то спасти часть зверей, работники экопарка сами открыли некоторые вольеры и выпустили на волю тех животных, что живут на территории Украины. На свободе их шансы выжить были вдвое выше.  

Просьбы о прекращении огня, естественно, не были услышаны, поэтому сотрудники зоопарка приходили на его территорию на свой страх и риск. Это герои, которые под пулями, под взрывами, ползком передвигались, чтобы забросить в кормушки еду, на себе таскали воду, кормили, спасали, лечили, успокаивали испуганных зверей. И – погибали сами.

В первую неделю войны погибли двое молодых сотрудников, которые прорвались на оцепленную войсками территорию зверинца, чтобы хотя бы один раз в два дня покормить животных. Их накрыло российскими «Градами». Погибли и они, и множество зверей. Позднее, 7 марта, пропали еще два человека. Их долго искали, но лишь 19 апреля тела удалось обнаружить неподалеку от зверинца: выяснилось, что их расстреляли. Оба были безоружны и шли кормить своих животных. У одного в руках было полведра морковки, у второго – собачий корм.

А в начале мая погиб 15-летний подросток, который помогал родителям – сотрудникам зоопарка эвакуировать африканских буйволов. Под артиллерийский огонь тогда попала большая команда сотрудников парка и волонтеров, а практически весь транспорт, на котором они приехали и который предназначался для вывоза животных, был уничтожен.

 «Люди под снарядами вывозили животных. Гибнут и животные, и люди, а ты понимаешь, что тебе нужно вывезти шесть верблюдов и пять львов. И на всё это у тебя есть 20 минут, потому что потом накроют снова», — вспоминает Андрей Ганченко.

Всего за время войны погибло шестеро сотрудников Экопарка, и еще 15 человек были ранены.  Владелец парка обещает после войны поставить на территории большой памятник погибшим сотрудникам и всем, кто спасал животных.

Неразорвавшийся снаряд в одном из вольеров.

Экопарка больше нет

5 апреля стал поистине черным днем для зоопарка. Тогда в силу безвыходности ситуации руководство парка решило усыпить оставшихся зверей.

«Экопарка больше нет. Сейчас об этом можно говорить совершенно определенно. Вчера и сегодня он снова подвергся массированным обстрелам и бомбардировкам. Инфраструктура разрушена, вольеры разрушены. Самая большая проблема – это крупные хищники. Их вольеры пока еще чудом сохраняют целостность, но еще один обстрел – и обезумевшие от страха львы, тигры и медведи могут оказаться на воле», — рассказал Александр Фельдман журналистам.

По мнению администрации, после этого дикие животные могли пойти в сторону Харькова или в близлежащие села, чего допустить было нельзя.

«Наши специалисты сейчас рассматривают возможность оборудовать хотя бы для некоторых из них временное жилище в Чутово Полтавской области. Если не получится, то единственный остающийся вариант — усыпление хищников. Об этом невообразимо больно говорить, но главный приоритет сейчас — жизнь людей. Если до вечера будет найдено решение, может, кого-то спасем, например маленьких ягуаров и пантер. Но все взрослые животные, скорее всего, будут умервщлены».

Но чудо случилось. Невообразимыми усилиями откликнувшихся на призыв коллег из других зоопарков, местных властей, украинских военных, волонтеров и просто людей, любящих животных, вечером удалось сначала найти временное место для вывоза животных, а затем, в течение месяца, эвакуировать всех, кто выжил к тому времени — усыплять никого не пришлось.

Зверей развезли по всей Украине. Большая часть животных переехала в Полтавскую область. В Одесском зоопарке приняли белых львов, в Кропивницком — шимпанзе и орангутангов. Некоторых хищников забрал Киевский зоопарк. Еноты и дикобразы уехали в Ровно. Медведи — в Хмельницкую область. Полтора десятка кошачьих вывезли в Днепр и т.д.

Директор экопарка» Виталий Ильченко перевозит эвакуированных лосей на новое место жительство.

В то же время процесс вывоза животное вовсе не равнозначен их спасению. Стресс и постоянные бомбардировки оказали на зверей свое негативное  воздействие. Например, в Полтавском и Одесском зоопарках перевезенные туда рыси, тигры, львы, слыша сирену воздушной тревоги в этих относительно далеких от фронта городах, начинали сходить с ума. Они кидались на прутья клеток, травмируя себя. Животные чётко запомнили, что после такого звука обязательно идет смерть.

Процесс реабилитации зверей займет теперь долгие месяцы и даже годы – и только при условии, что война не докатится и до их новых мест обитания…

Всего, по подсчетам организации «Хвостатые заложники войны», в Украине за первые полгода боевых действий стали бездомными более двухсот тысяч домашних животных и погибли целые популяции диких.

И с каждым новым днем войны эта цифра увеличивается.

ВСЕ ИСТОРИИ РУБРИКИ "РЕАЛЬНАЯ ВОЙНА" ЧИТАЙТЕ НА СТРАНИЦЕ ПРОЕКТА.

ВАЖНО ЗНАТЬ

 

Вторжение России на Украину  началось 24 февраля 2022 года, примерно в 5 часов утра по киевскому времени.

 

Российские войска вошли на территорию Украины из России, Крыма и Беларуси. В боевые действия включились также войска Донецкой Народной Республики (ДНР) и Луганской Народной Республики (ЛНР). Войска начали наступление по четырём основным направлениям — с севера в направлении Киева, с северо-востока в направлении Харькова, с юго-востока из Донбасса и с юга из Крыма.

 

Событиям предшествовали концентрация российских войск у российско-украинской границы и вызванный этим кризис в отношениях России и Украины. Многочисленные предупреждения о готовящемся вторжении публиковались в СМИ с октября 2021 года. Однако российские высшие официальные лица последовательно отрицали подготовку к войне с Украиной.

 

21 февраля 2022 года Россия признала независимость ДНР и ЛНР. Утром 24 февраля вышло обращение президента России Владимира Путина о начале вторжения. В качестве обоснования вторжения Владимир Путин заявил о необходимости защиты ДНР и ЛНР и самой России, а также использовал не соответствующую действительности характеристику Украины как неонацистского государства.

 

К 4 июня Россия заняла около 20 % территории Украины (вместе с Донбассом и Крымом). Но по состоянию на октябрь 2022 года российским войскам не удалось выполнить как предполагаемые изначальные задачи (захват Киева и смена власти на Украине), так и цели, заявленные позднее — выход на административные границы Донецкой и Луганской областей, а также создание сухопутного коридора до Приднестровья.

 

К началу октября 2022 года Россия объявила об аннексии ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей Украины.

Над проектом работали Анатолий Александров, Елена Николаева, Оксана Макушина и Назира Даримбет.

 

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887И есть еще несколько способов – они на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.