В декабре будет уже десять выматывающих месяцев войны – гибнут люди, рушатся судьбы, в прах обращаются мирные города и села. Когда же она закончится? Такой вопрос задают миллионы неравнодушных по всему миру. Однако ответа на этот вопрос, как и утешительных прогнозов на обозримое будущее, нет.
В завершение нашей серии публикаций в рамках проекта «Реальная война. Что важно знать казахстанцам о «спецоперации» в Украине» мы собрали мнения и прогнозы экспертов о том, как могут развиваться события.
"Предисловие к проекту" читайте по этой ссылке.
Украина один на один со своей бедой
Политический аналитик, старший научный сотрудник Университетского колледжа Лондона (UCL) Владимир Пастухов называет войну России против Украины многосторонним конфликтом, в котором, помимо России и Украины, участвуют страны Запада, причем отнюдь не консолидировано.

По его мнению, в этой войне есть интересы США, Великобритании, условно франко-итало-германского альянса, стран Балтии и Польши, стран центральной и южной Европы. Каждый из перечисленных фигурантов давно погружен в конфликт самостоятельно и преследует в нем собственные цели.
Еще летом в своем телеграм-канале Пастухов давал неутешительные прогнозы. Он считает, что «это будет страшная и изматывающая война, в которой силы драматически не равны, в которой Украина пока остается с агрессором один на один в окружении бодрячков, похлопывающих ее по плечам, по которым струится кровь».
Итоги прошедших месяцев войны в Украине Пастухов видит так:
«К исходу десятого месяца войны стало очевидным, что у нее имеются три стороны: Россия, Украина и Запад, консолидированный вокруг США (как сказали бы юристы об этом участнике военного процесса – третье лицо с самостоятельными требованиями). При этом у каждой из сторон имеется не один, а целых два образа победы – стратегический и тактический.
Для России стратегическая победа, то есть программа максимум, – это изменение политического режима в Украине и создание в ней российского протектората (разумеется, полная демилитаризация и русификация Украины в советском стиле являются частью этого образа). Тактической победой, позволяющей сделать паузу в войне, Кремль очевидно считает легализацию аннексированных территорий, включая Крым и еще четыре вновь присоединенных области.
Для Украины стратегической целью является революция в России, которая станет следствием военного поражения России и следствием которой, в свою очередь, станет распад России как геополитической реальности, что устранит для Украины перманентную экзистенциальную угрозу войны.
Этот образ победы неотделим от цели возвращения Крыма, поскольку реоккупация Крыма в практическом плане возможна только в сочетании с такой политической революцией. Тактической победой Киев может считать возвращение к статус-кво, который существовал на 24 февраля 2022 года, после чего он мог бы теоретически начать переговоры о перемирии.
Для США и их союзников стратегической целью в настоящий момент является корректировка политического режима в России, при которой в ней к власти приходит «прозападная» элита, которая соглашается на мир с Украиной на приемлемых для последней условиях, однако более глубокая реструктуризация России частью этого образа победы не является.
В тактическом плане для Запада победой можно считать возвращение к статус-кво, существовавшему до 24 февраля 2022 года. После этого Запад будет выстраивать вокруг России санитарный кордон и вести холодную ресурсную войну, дожидаясь, пока в Кремле образуется перегной. К судьбе Крыма Запад индифферентен (не на словах, а на деле, конечно).
На мой взгляд, сложности с поставками вооружений в Украину, их дозированное, «пипеточное» предоставление связаны не столько со страхами разбудить «русского медведя», — он и так давно не спит, — сколько с тем, что у США и Украины существует совпадение лишь тактических целей (и соответственно образов победы) и сохраняются существенные различия в подходах на стратегическом уровне».
Путин не собирается останавливаться
Аналитики Института изучения войны (ISW) считают, что Путин будет пытаться продлить военные действия, чтобы удержать ранее оккупированные территории Украины и создать условия, при которых запад перестанет поддерживать Киев.
Они считают, что Путин не стремится к прямому военному конфликту с НАТО, но будет продолжать намекать на использование оружия массового поражения и угрожать альянсу, чтобы остановить западную помощь Украине.
«Во-первых, Путин ставит условия для продолжения отправки плохо подготовленных российских войск непосредственно на войну в Украине в обозримом будущем, вместо того, чтобы приостановить операции для восстановления эффективности военных сил.
Во-вторых, теория победы Путина базируется на использовании суровой зимы, которая поможет сломить волю Европы», – считают Аналитики ISW.
Мнение «коллективного запада»
В ноябре 2022 года прошло 7-е заседание Контактной группы по обороне Украины (UDCG) в т.н. формате «Рамштайн».
После него министр обороны США Ллойд Остин высказал осторожный оптимизм на период зимней военной кампании.

«Я думаю, что зимнее сражение благоприятно для украинцев. Вы знаете, мы ввезли в Украину огромное количество зимнего снаряжения благодаря таким странам, как Канада и другим, которые были очень щедры.
С другой стороны, россияне воюют в чужой стране. Украинцы бросили вызов российским линиям снабжения. Россиянам будет трудно доставить в свои войска то снаряжение, которое им необходимо для эффективной борьбы. И поэтому я думаю, что украинцы будут иметь преимущество зимой», — сказал Остин.
Глава Объединенного комитета начальников штабов США генерал армии Марк Милли не так оптимистичен.

«Вероятность украинской военной победы, которая определяется как изгнание россиян со всей Украины, включая Крым, вероятность того, что это произойдет в ближайшее время, невелика с военной точки зрения… До января, февраля земля, вероятно, промерзнет, что может быть удобно для наступательных операций. Так что зимой может быть много активности» — считает Милли.
Сложности для украинской наступательной кампании видит и Майкл Кофман, американский военный аналитик, представитель Центра военно-морского анализа (CNA).

В комментарии New York Times в ноябре он сказал:
«Дальнейшие наступления Украины будут более сложными. Они займут больше времени и потребуют больше боеприпасов. Потенциально они будут дороже. Одним из ключевых факторов на этом этапе станет артиллерия и своевременная поставка боеприпасов к ней».
С долей осторожного оптимизма дал своей прогноз украинскому 24 каналу бывший командующий американской армией в Европе генерал Бен Ходжес.

«Украинское контрнаступление началось в сентябре. Все эти события следует рассматривать в пределах одной картины, где правое крыло контрнаступления – в Херсоне, а левое – продвигается в сторону Мариуполя. Обе эти линии нацелены в конце концов на Крым. Крым – это приз. И я верю, что Крым освободят до конца следующего лета».
Возможны ли переговоры?
В ноябре западные лидеры чаще стали говорить о возможных переговорах с Москвой.
Президент США Джо Байден заявил, что готов к разговору с Путиным, но на определенных условиях. Американские издания постоянно пишут о том, что советник Байдена по национальной безопасности Джейк Салливан и директор ЦРУ Уильям Бернс, регулярно уговаривают Владимира Зеленского не отметать идею диалога с Москвой.

Иными словами, реальность такова, что возобновления контактов между Москвой и Киевом хотят многие и в Вашингтоне, и в Брюсселе. При этом лидеры западных стран утверждают, что никаких переговоров за спиной у Киева никто вести не будет.
Поддержка Украины превратилась в важный элемент политики западных стран, особенно Евросоюза.
Однако внутри европейских стран неспокойно. На фоне прогрессирующей инфляции активизируются противники помощи Украине, которые недовольны ростом цен и перспективой замерзнуть без газа. Развернуться широкомасштабным протестам мешает, возможно, только страх перед возможным использованием Россией ядерного оружия, чем в последнее время очень любит пугать Путин, и перед увеличением потока беженцев с Украины.
Объективно Запад питает надежду, что Путин изменит свою позицию и даст сигнал о готовности обсуждать возможности для прекращения войны. Путин это наверняка понимает, но продолжает стоять на своем: никаких переговоров с Зеленским, пока тот не объявит заранее об определенных уступках, прежде всего — территориальных. Зеленский на компромиссы не идет.
Как отмечает автор еженедельной колонки на DW и интервью-проекта DW «вТРЕНДde» Константин Эггерт:
«Российский режим, по сути, играет с Украиной и Западом в игру «У кого крепче нервы?». Мобилизация убедила его в том, что пока никаких массовых протестов и антивоенного движения опасаться не приходится, а санкции, как известно из мировой практики, требуют длительного времени, чтобы их воздействие на экономику стало по-настоящему серьезным. Иранский опыт в Москве наверняка изучили. Поэтому в ближайшее время американцы и европейцы будут слышать оттуда только пропагандистскую ложь и угрозы. А от Зеленского в ответ на «уговоры о переговорах» получать отказ за отказом».
12 октября 2022 года появился план G8 по урегулированию конфликта. В нем четыре ключевых пункта:
- Полное восстановление территориальной целостности Украины.
- Юридические и военные гарантии безопасности Украины в будущем.
- Восстановление экономики Украины, в том числе за счет репараций, наложенных на РФ.
- Привлечение к ответственности российских военных преступников.
На встрече министров иностранных дел НАТО 29–30 ноября (Бухарест) был конкретизирован пункт 2 о гарантиях безопасности Украины. Как заявил Столтенберг на пресс-конференции по итогам встречи, после победы над Россией Украина должна стать полноправным членом НАТО. По его мнению, только в этом могут заключаться железобетонные гарантии ее будущей безопасности.
Однако вряд ли Россия при ее нынешних руководителях согласится на выполнение этого плана и уж тем более при угрозе вступления Украины в НАТО.
Поэтому, как ни печально это осознавать, ситуация зашла в тупик — реального плана, как прекратить войну в Украине ни у кого нет, а это значит, что война приобретает затяжной характер, забирая жизни невинных.
ВСЕ ДЕСЯТЬ ИСТОРИЙ НАШЕЙ РУБРИКИ "РЕАЛЬНАЯ ВОЙНА" ЧИТАЙТЕ НА СТРАНИЦЕ ПРОЕКТА
Над проектом работали Анатолий Александров, Елена Николаева, Оксана Макушина и Назира Даримбет
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887. И есть еще несколько способов – на этой странице.