Прошедшие 19 марта 2023 года выборы в Мажилис Парламента РК и маслихаты всех уровней затмили собой все другие внутриполитические процессы в Казахстане.  В том числе и судебный процесс по делу бывшего председателя Комитета национальной безопасности Казахстана, а до это дважды премьер-министра страны Карима Масимова.

Со дня начала суда над этим человеком, обвиненным Акордой в организации январских событий 2022 года с целью свергнуть второго президента Касым-Жомарта Токаева, прошло уже более четырех месяцев. Однако, если не считать сообщения том, что 30 января т.г. подсудимый упал в зале городского суда Астаны и был затем доставлен в больницу, где перенес экстренную операцию, информации о том, что происходит с ним и вокруг него, нет.

Именно поэтому людям, интересующимся этой темой, приходится все время гадать.

Чем занимались и мы в таких, к примеру, публикациях, как: «Утечки из зала суда над Масимовым» и «Как Масимов спрятал базу данных КНБ».  Однако уже очевидно – в политически мотивированном процессе что-то пошло не по сценарию Акорды.

Теоретически возможны три причины подобного срыва:

а) состояние здоровья Карима Масимова настолько ухудшилось, что судебный процесс вынужденно затягивается;

б) подсудимый дал показания, которые ввели в шок судью и Акорду, и теперь власти не знают, что с ними делать;

в) продолжается торг между Масимовым и представителями властей на тему денег —  нескольких миллиардов американских долларов, доверенных бывшему председателю КНБ первым президентом и спрятанных, судя по всему, в Гонконге.

Но в любом случае Касым-Жомарт Токаев, строящий сейчас «Новый Казахстан» на основе мифа о том, что именно он, второй президент РК, спас в январе 2022 года страну и казахстанцев от возвращения в авторитарное прошлое, не может тянуть долго.

Так что до конца текущего года мы гарантированно узнаем или вердикт городского суда Астаны (и если не детали обвинительного заключения, то хотя бы статьи, по которым Масимов и его «подельники» будут признаны виновными), или о… смерти подсудимого из-за плохого состояния «здоровья», вызванного сильным нервным стрессом (как вариант).

(Как тут не вспомнить убитого в австрийской тюрьме Рахата Алиева)

Ну а пока рискнем провести определенные аналогии между нынешним Казахстаном и Советским Союзом.

Поскольку первый президент РК Нурсултан Назарбаев считается первостроителем казахстанской государственности, сравним его с Иосифом Сталиным, Генеральным секретарем ЦК ВКП (б), а потом ЦК КПСС. Тем более что они оба «процарствовали» по тридцать с лишним лет и были явными автократами.

Но в данном случае нас не интересуют не столько Сталин и Назарбаев, сколько их политические преемники – в первом случае Никита Хрущев, во втором случае – Касым-Жомарт Токаев.

Так вот, когда Иосиф Сталин умер, а это произошло 5 марта 1953 года, то есть 70 лет назад, верховную власть в стране унаследовали три человека: Никита Хрущев — первый секретарь ЦК КПСС, Георгий Маленков – председатель Совета Министров СССР и  Лаврентий Берия,  первый зампредседателя Совета Министров СССР и всемогущий куратор советских спецслужб.

Лаврентий Берия

Однако очень скоро два других соправителя Никиты Хрущева лишились власти, и если Георгия Маленкова просто отодвинули, то Лаврентия Берию уже летом 1953 года обвинили в измене Родине и заговоре с целью захвата власти.

И затем после закрытого судебного процесса, приговорившего его и его подельников к высшей мере наказания, расстреляли.

Очень похоже, что экс-председатель КНБ РК Карим Масимов, сам того не желая, двигается по политической траектории Генерального комиссара госбезопасности СССР Лаврентии Берии. И происходит это  по двум причинам: во-первых, он рассматривается Токаевым как человек представляющий опасность для него, во-вторых, на Масимова можно списать всю вину за январскую трагедию прошлого года и тем самым снять ее с нынешнего обитателя Акорды.

Но самое интересное получается, если начать сравнивать Касым-Жомарта Токаева с Никитой Хрущевым. Точнее попытку первого строить «Новый Казахстан» на основе «Старого Казахстана» с попыткой второго очеловечить сталинский авторитарный и даже тоталитарный политический режим, получившей в истории СССР название «Оттепель».

По нашей оценке, нечто подобное пытается сейчас осуществить второй президент РК в Казахстане.

То есть, не затрагивая фундаментальные основы существующего в стране авторитарного политического режима, в частности не поднимая вопрос об ответственности Нурсултана Назарбаева и его подельников, а также не пытаясь привлечь их к ответственности за гигантские хищения государственной собственности и денежных средств, изменить страну и заодно казахстанцев.

Однако Касым-Жомарт Токаев вырос до второго президента РК внутри назарбаевской политической системы и стал главой государства только потому, что первый президент РК увидел в нем своего преемника. Поэтому далеко не все граждане страны, судя по всему, готовы ему верить.

Именно поэтому, а также для того, чтобы укрепить и подтвердить свое право сидеть в Акорде, Токаев и делает то, что мы видим сегодня – говорит, обещает и обманывает, видимо, в расчете на то, что в массе своей политически пассивное большинство граждан проглотят то, что им   вливают в уши.

И в завершение. Никита Хрущов, будучи первым секретарем ЦК КПСС, в итоге был свергнут в результате заговора своих же соратников, которые поняли, что продолжение курса на забалтывание всего и вся приведет к краху государства.

Ждет ли та же судьба Касым-Жомарта Токаева? Предсказывать не возьмемся, но  ощущение, что он временщик, день ото дня крепнет.

 

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ» 

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887. И есть еще несколько способов – на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.