В Казахстане 12 июня 2023 года прошло под знаком траура. Соответствующее распоряжение подписал 11 июня второй президент РК Касым-Жомарт Токаев. Оставляя в стороне смерть 15 человек, принимавших участие в гашении возгораний и недопущении распространения огня, материальные и прочие потери, оценим случившееся с внутриполитической точки зрения.
Уже сам факт того, что общая площадь пожара достигла почти 60000 гектаров, то есть порядка 600 квадратных километров, свидетельствует о том, что Министерство по чрезвычайным ситуациям РК и акимат Абайской области не справились с возложенными на них задачами. Однако это наименьшая из выявившихся проблем.
Куда более серьезны две другие:
- во-первых, реакция Касым-Жомарта на происходящее,
- во-вторых, последствия этой реакции.
Что касается реакции, то казахстанцам трудно упрекнуть второго президента РК в пассивности и равнодушии:
- он сам лично посетил и/или облетел пострадавшие районы;
- он срочно уволил министра по чрезвычайным ситуациям РК Юрия Ильина;
- он наградил погибших сотрудников лесничества государственными наградами;
- он выразил личные соболезнования семьям погибших;
- он провел заседание оперативного штаба по чрезвычайным ситуациям;
- он объявил 12 июня 2023 года Днем траура в стране.
Но в то же самое время есть ощущение некой показушности и демонстративности – преемник первого президента пытается выглядеть в глазах казахстанцев этаким государственным деятелем, искренне заботящимся о них и готовым сделать все, чтобы им стало хорошо.
А это, в свою очередь означает, что Касым-Жомарт Токаев чувствует себя в Акорде не столь уверенно, как это представляется на первый взгляд. И об этой неуверенности точно знает уже не только его ближайшее окружение, но и значительная часть чиновников высшего и среднего уровня.
Косвенным подтверждением наших слов может служить увольнение 11 марта 2023 года министра по чрезвычайным ситуациям РК Юрия Ильина.
Дело в том, что пожар в Абайской области при всех своих масштабах, нанесенном ущербе и количестве пострадавших, — проблема (или катастрофа) регионального значения. В этих условиях срочное увольнение главы республиканского ведомства до момента завершения работ по тушению пожара имело смысл только в одном случае – если Ильин своими действиями препятствовал скорейшему решению вопроса.
Но именно этого как раз, похоже, не было.
Поэтому отставка прежнего министра и назначение вместо него нового человека, последние 13 лет руководившего высшими профильными учебными заведениями МЧС РК, явно не лучшее управленческое решение. Ведь назначенному Сырыму Шарипханову нужно время, причем достаточно продолжительное, чтобы освоиться в новой должности.
Очень похоже, что замена Ильина на нового человека — это ритуальное принесение жертвы в угоду общественному мнению.
Однако жертвоприношение в казахстанских условиях, где все чиновники, за исключением разве что самых ленивых, равнодушных и пассивных, знают почти все, что творится наверху и вокруг них самих, вряд ли послужит укреплению «суперпрезидентской» вертикали и усилению веры во второго президента РК и его политику. Скорее наоборот.
Люди, сидящие сейчас во власти, еще раз убедились в том, что могут лишиться своего кресла буквально за сутки и просто потому, что так легли карты. И какие они сделают для себя выводы? Будут делать то, что им подсказывает здравый смысл и опыт, то есть «зарабатывать» и откладывать себе на будущее.
По нашему мнению, было бы куда разумнее для самого Токаева, сделав некие публичные шаги (облет пострадавших районов, проведение оперативного штаба, награждение погибших и объявление траура), в то же время само выявление причин пожара и виновников отложить на более поздний срок.
Более того, передать рассмотрение этого вопроса двум выборным органам – маслихату Абайской области и Мажилису Парламента РК.
Представляете какой получился бы внутриполитический «спектакль», если бы депутаты двух вышеназванных выборных органов, разобравшись в случившемся, предложили конкретные решения, в том числе увольнение министра по чрезвычайным ситуациям и наказание других виноватых чиновников, а также менеджеров РГУ «ГЛПР «Семей Орманы»?
Однако в администрации президента об этом не подумали. Зато вовсю распиарили активность шефа.
Скорее всего, тут дело, конечно, в том, что Касым-Жомарт Токаев в своей внутриполитической тактике пока пытается повторить предшественника — Нурсултана Назарбаева, то есть делает все, чтобы укрепить свою личную власть и авторитет. Но при этом Токаев, похоже, не понимает, что тридцать лет правления Наарбаева и его последующий крах как «лидера нации», ставший результатом передачи им верховной власти другому человеку, не прошли даром для казахстанского общества.
Это общество, в основном по-прежнему пассивное в политической сфере, но точно не глупое, уже не верит в то, что один человек, даже наделенный чрезвычайными талантами и космической энергией, может изменить страну и жизнь казахстанцев к лучшему.
И именно это разочарование в «лидере нации», по нашей оценке, и есть главный результат постсоветского периода в истории страны. Так что лозунг «шал кет» в ходе январских событий 2022 года был адресован не только Нурсултану Назарбаеву, но и Касым-Жомарту Токаеву.
Мы убеждены, что если второй президент РК не осознает этого факта и не перестанет практиковать ручное управление всем подряд, вмешиваясь в вопросы, которые должны решать его подчиненные, Казахстан ждут достаточно сложные времена. Потому что государственный аппарат уже не в отдельных ведомствах и вопросах, а в целом будет ждать руководящего пинка сверху и одновременно готовиться к тому, что любого чиновника могут убрать без какой-либо особой причины – за просто так.
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887.
И есть еще несколько способов – смотрите на этой странице.