Сегодня третий день предварительных слушаний по делу бывшего руководителя 5-го Департамента КНБ Руслана Искакова,  Армана «Дикого» Джумагельдиева, бывшего депутата маслихата Алматы Кайрата Кудайбергена и еще 42 человек. И, наконец, прозвучало что-то действительно интересное.

Самат Абиш

Бывший глава 5-го Департамента КНБ Руслан Искаков сделал громкое заявление: во время Кантара приказы ему отдавал племянник первого президента Нурсултана Назарбаева Самат Абиш.

В то время Абиш был зампредом Комитета национальной безопасности РК. 

Искаков утверждает, что через год после допроса по его уголовному делу его показания засекретили. По словам Искакова, это сделали для того, чтобы скрыть роль в происходившем племянника Назарбаева. 

«Они пытаются запретить мне говорить, что я исполнял приказ Абиша», — сказал Руслан Искаков, выступая на суде. 

Алматинский оперативный штаб во время Кантара возглавлял уже осужденный Нурлан Мажилов, экс-глава алматинского Департамента КНБ, заявил Искаков. 

НАПОМНИМ, ЧТО подсудимых обвиняют в организации массовых беспорядков, создании ОПГ и пытках во время Кантара (они отрицают вину).

 

Репортажи с двух первых заседаний читайте по ссылкам: 

Искаков находится в следственном изоляторе Департамента КНБ по Алматы, и связь с ним на суде была через ZOOM (чем не раз возмущались его адвокаты). 

УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ о показаниях полковника КНБ из нашей публикации:

Об утечке письма Руслана Искакова. Инсайд KZ.expert.

Другое громкое заявление Искакова касается инициаторов ареста Армана «Дикого» Джумагельдиева, которого вместе с Искаковым обвиняют в организации массовых беспорядков во время Кантара, создании ОПГ и еще нескольких преступлениях: 

«Я знаю и я докажу, что указание о задержании Армана Джумагельдиева поступило из-за рубежа. Просто по телефонному звонку. Какие были доказательства на тот период?» 

О какой стране идет речь, Искаков не уточнил. 

Эти заявления Искаков сделал, когда ему дали прокомментировать ходатайство его адвокатов, которые требовали изменить меру пресечения своему подзащитному на домашний арест.

Салимжан Мусин и Ника Пасечникова, адвокаты Руслана Искакова

Кроме этого, сегодня адвокаты обвиняемых продолжили заявлять ходатайства. 

Елена Жигаленок, один из адвокатов Армана «Дикого» Джумагельдиева, заявила отвод судье Асхату Аширбекову.

Это уже вторая попытка адвокатов Джумагельдиева добиться отвода председательствующего. На первом заседании рассмотревший аналогичное требование Мартпек Какимжанов отказал в удовлетворении просьбы.

Елена Жигаленок и Олег Чернов., адвокаты Армана Джумагельдиева

«Два дня участвуя в этом процессе, мы видим многочисленные нарушения прав нашего подзащитного, уголовно-процессуального законодательства. 13 сентября, в пятницу, только днем нам предоставили письмо прокурора от 13 сентября, в котором прокуратура ходатайствовала о том, чтобы мой подзащитный участвовал в процессе онлайн. Только 15 сентября после обеда мы увидели постановление суда, которым удовлетворено ходатайство, причем ходатайство удовлетворено еще до начала предварительного заседания. Только после того, как мы вечером 15 числа вышли из зала суда, мы увидели, что это постановление от 13 сентября подписано только 15 сентября. Проанализировав все эти и другие обстоятельства, мы видим нарушение прав нашего подзащитного. Поэтому я заявляю вам отвод», — сказала Жигаленок.

Она считает, что есть обстоятельства, которые позволяют предполагать, что судья «лично, прямо или косвенно заинтересован в данном деле».

«Почему? Во-первых, 8 сентября вы выносите постановление о принятии дела в производство и назначении предварительного слушания, в котором указано, что предварительные слушания назначены на 14 сентября и все будут участвовать в режиме офлайн. Дальше, 13 сентября, выносится постановление о привлечении переводчика. Там указано, что все будут участвовать в режиме офлайн. 8 сентября вынесено постановление о назначении защитников, где также указано, что все будут участвовать офлайн. Однако за день до начала процесса, 12 сентября, когда адвокаты спросили, привезут ли нашего подзащитного, сказали, что дадут информацию к пяти вечера. В 14.49 секретарь сообщила, что придется ехать в СИ ДКНБ. И уже в 18.22 секретарь указывает, что процессы для содержащихся в СИ ДКНБ будут онлайн, через ZOOM. При этом в «Судебном кабинете» никаких изменений в постановления, где указывалось, что все будет офлайн, ни 13, ни 14 сентября не было.

Жигаленок напомнила, что 14 сентября, в первый день суда, она и ее коллега Рена Керимова уточнили у судьи Аширбекова причину, по которой Джумагельдиева не конвоировали в зал суда, и им ответили, что есть письмо прокуратуры, которое суд удовлетворил.

Жигаленок утверждает, что с этим письмом защита Джумагельдиева ознакомилась только 15 сентября. В письме говорилось, что конвоирование Джумагельдиева и других из СИЗО ДКНБ в зал суда может «повлечь угрозу участникам процесса, в том числе самих этапируемых, и граждан, а также нарушение общественного порядка».

«И все. Никаких подтверждений, что это именно так, в письме не имеется», — заметила адвокат.

Это, по ее мнению, нарушает в том числе конституционное право быть выслушанным в суде и принцип равенства всех перед законом.

Судья на месте постановил отказать в отводе себя самого, сославшись на то, что ранее отвод уже заявлялся и рассмотревший его  Мартпек Какимжанов личной, прямой или косвенной заинтересованности председательствующего не нашел.

«Без обсуждения, участники процесса! Прошу садиться!» — обратился судья Аширбеков к адвокату Жигаленок.

«Вам заявили отвод! Вы должны удалиться…»

«Адвокат Жигаленок, прошу садиться!» — стоял на своем Аширбеков.

Судья Асхат Аширбеков

Еще одно ходатайство защитников Джумагельдиева – отменить меру пресечения в виде ареста и помещения Джумагельдиева в СИЗО. Адвокаты требовали либо поместить его под домашний арест, либо подписку о невыезде. То же самое для своих подзащитных просили адвокаты других обвиняемых..

«Прошу вас о честном, всестороннем разбирательстве. Если моя вина будет доказана, я готов понести наказание, уважаемый суд. Если невиновен, по закону отпустите», — сказал сам Джумагельдиев в ZOOM. 

Об изменении меры пресечения своим подзащитным попросила и адвокат 7 обвиняемых (всего их 45) Жалгас Сапарханова. Она сказала, что им дают мало времени на завтрак, а перед каждым судом обыскивают, раздевая догола.

Решение по всем ходатайствам будет оглашено в среду 20 сентября.

Репортажи с двух первых заседаний читайте по ссылкам: 

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»! 

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887

И есть еще несколько способов – на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.