Провальной стратегией назвал работу Нацбанка РК по инвестированию денег Национального фонда экономист Галымжан Айтказин в своем комментарии в telegram-канале Tengenomica. И это, по мнению команды PROTENGE, он еще использовал довольно мягкие выражения. Рассказываем, о чем идет речь.
На днях на сайте Национального банка РК был опубликован очередной выпуск «Экономического обозрения». В нем есть статья, посвященная суверенным фондам благосостояния в разных странах.
«В данной работе приведен обзор суверенных фондов благосостояния, входящих в Международный форум суверенных фондов (IFSWF), которые поддерживают принципы Сантьяго и применяют передовые международные практики. В частности, проведен анализ инвестиционных стратегий, а также сравнительный анализ подходов управления активами суверенных фондов – участников IFSWF и Национального фонда РК», — говорится в предисловии к публикации.
В своем комментарии к обзору Галымжан Айтказин пишет:
Интересное исследование от Нацбанка Казахстана, которое показывает, на наш взгляд а) что сама стратегия Нацбанка по инвестированию средств Нацфонда была мягко говоря провальной, что не позволило увеличить его доходность за последние годы, но также б) что политика привлечения средств Нацфонда правительством в последние годы приняла масштабный и системный характер, в результате чего сберегательная функция вовсе исчезла!
Если взглянуть на динамику активов Нацфонда Казахстана, то можно с большой тревогой констатировать стагнацию и отсутствие значимого роста нашей кубышки с 2014 года.
Например, среднегодовой прирост средств Нацфонда Казахстана с 2014 года по октябрь 2023 года составил отрицательные -2,7%. Для сравнения: за десять лет до этого (с 2004 по 2014 годы) среднегодовой рост составлял 33,4%.
Понятно, что есть фактор нефтяного бума, но даже после мирового финансового кризиса с 2010 по 2014 годы активы росли двузначными темпами ежегодно.
Как итог, Нацфонд Казахстана в последние годы стал выполнять роль дополнительных резервов правительства, которые к тому же теперь доступны для использования квазигоссектору.
Кстати, Protenge дает ситуации еще более жесткую оценку:
«То есть правительство активно вытаскивает деньги из Нацфонда, потому что бюджет у нас дефицитный. Нацфонд, образно говоря, не успевает накапливать жирок – сберегать деньги».
Плюс поясняет риски в связи с квазигосударственными компаниями:
«Нацфонд получил новые полномочия. Теперь он может покупать облигации (читай: давать в долг деньги) квазигосударственной компании «Самрук-Казына» и акции (читай: давать деньги) квазигосударственной компании «КазМунайГаз» со скидкой к рыночной стоимости.
Всё это можно делается без одобрения парламентом, потому что это одобрение просто не нужно.
Другие траты из Нацфонда все-таки проходят утверждение в парламенте, то есть достаточно прозрачно».