Оголтелая пропаганда – именно так можно охарактеризовать организованную властью кампанию за строительство в Казахстане атомной электростанции. Более того, параллельно было усилено давление на гражданское общество. И все это делается для того, чтобы итоги предстоящего 6 октября референдума ни у кого не вызывали сомнения. Так считает политолог Димаш Альжанов, с которым «Республика» поговорила «о текущем моменте» накануне плебисцита.

 — Димаш, не секрет, что казахстанская авторитарная власть активно использует систему «красных флажков», забег за которые чреват проблемами. Не кажется ли вам, что накануне референдума по АЭС (вопросу, не являющемся напрямую политическим), поле, огороженное «красными флажками», было сужено еще больше, чем обычно? 

— Учитывая все противоречия вокруг этого проекта, а именно его стоимость, экологические риски, вероятного подрядчика в лице «Росатома» и стоящие за ним политические интересы Кремля, очевидно, что политическое содержание в этом вопросе изначально превалировало над экономическим. Оглядываясь назад, мы видим, что правительство не было заинтересовано в открытой общественной дискуссию и честном референдуме изначально. Вместо внятного информирования граждан и учета их мнения был создан шум, сопровождавшийся информационными атаками и выпадами на противников строительства.

По итогу мы имеем заготовленный результат в 70% «за» и сопутствующее давление на гражданских активистов и медиа. Все это делают, чтобы результат референдума был принять с наименьшими противоречиями как внутри страны, так и вовне. Протесты могут испортить финальную картинку и создать негативный фон вокруг президента, поэтому власти действуют жестко.

— Недавние случаи с задержанием экоактивистки Салтанат Ташимовой, правозащитницы Инги Иманбай могут стать лишним тому подтверждением. Вся нелепость этих задержаний налицо (Ташимову – за организацию митинга, которого не было, Иманбай – якобы в целях розыска подозреваемой, которая очень похожа на правозащитницу). К исполнителям вопросов нет – они выполняли приказ (хотя всегда есть выбор незаконный приказ не исполнять). Но те, кто отдает такие приказы, разве не видит, что граждане могут сопоставить факты и прийти к выводу, что в стране творится что-то «ненормальное»?

— Я думаю, все давно понимают, что Казахстан и жизнь в нем нельзя назвать «нормальным» состоянием. Напряженность в обществе нарастает, поэтому любые проблемы быстро политизируются. Общество, включая даже политически лояльную часть, интуитивно понимает, что нужны реформы. Однако люди у руля страны не желают их проводить.

Отношения между обществом и режимом стали крайне токсичными. Формируется устойчивая картина, что кроме усиления угроз и давления, режиму больше нечего предложить.

— 29 сентября в Алматы задержали 12 человек, которые готовились к кампании против строительства АЭС. По мнению полиции, их действия были нацелены на «массовые беспорядки в городах республиканского значения с применением силы, разрушения, поджогов, уничтожения имуществ, с применением оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также вооруженное сопротивление представителю власти, в том числе с использованием средств, полученных из иностранных источников». Почему власти было так важно перед референдумом «загасить» всех несогласных? Только лишь для того, чтобы продавить положительное решение по АЭС?

— Тут несколько причин. Из-за провальной экономической политики и перегиба с репрессиями, наше общество электризовано. Оно как стог сена, который может легко вспыхнуть.

Учитывая эти риски и то, что референдум был предложен президентом, есть большая необходимость представить его результаты, как победу Токаева. Как всеобщее одобрение и поддержку его политики и мандата. Для этого и формируется стерильная среда.

— А почему, собственно, так было важно решительное решение по строительству АЭС? Объясняется ли это только благим, с точки зрения властей, намерением избавиться от энергодефицита?

— Это решение, как я уже отметил, основано на политической договоренности сторон. Экономическое и техническое обоснование подбито под него. Скорость проведения референдума связана, с тем чтобы у общества было мало времени для протестной мобилизации. Отсюда — сжатые сроки на кампанию, минимум критики в информационном пространстве в течение прошедшего месяца.

— Согласны ли вы с распространенным мнением, что строить станцию с большой долей вероятности будет «Росатом»?

— После активного продвижения проекта со стороны России сложно ожидать иного.

— Учитывая подсанкционное положение соседнего государства, чем это может обернуться для Казахстана? Последуют ли вторичные санкции уже в отношении нас, или мы в очередной раз сумеем вывернуться?

— Если санкции и будут расширять, то на «Росатом» и российские возможности, а не на Казахстан. С учетом периода строительства АЭС у США и западных стран есть достаточный горизонт планирования. Для Казахстана же основные риски будут связаны с финансовыми потерями от санкций против россиян.

— Не были бы полезными для государства накануне референдума иные, чем закручивание гаек, шаги, чтобы хотя бы ненамного вернуть доверие общества? Например, сдали бы уже исполнителей и заказчиков убийства Айдоса Садыкова. Сейчас этот вопрос активно замалчивается.

— Вопрос о возвращении доверия общества не стоит. Вы же видите, обществу настоятельно предлагают авторитарный «порядок» с красными линиями.

— Возвращаясь к теме «красных флажков» и закручивания гаек, не кажется ли вам, что власть может перегнуть палку и сорвать резьбу? Мирный протест против повышения цен на газ в январе 2022 года вряд ли предполагал развитие конфликта, вошедшего в новейшую историю как «кровавый Кантар»?

— Такие риски есть, особенно если учесть, что у режима серьезный провал в экономике и обеспечении роста доходов граждан. Поэтому политическое руководство страны больше опирается на понятные для себя инструменты и усиление контроля. Перестраивать политическую систему с учетом, короткого президентского срока и туманных перспектив такой перестройки никто не будет.

Логика выживания будет толкать режим на сохранение системы. Это самый легкий, понятный и выгодный выбор.

Именно его мы наблюдаем после января 2022 года.

— Спасибо за интервью!

Читайте больше на эту тему по ссылкам ниже:

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!  

_

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона  8-777 681 6594  или карты 4400 4302 1819 1887. И другие способы на этой странице

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.