YouTube-канал БӘСЕ продолжает серию интервью с казахстанцами, ставшими участниками СВО на российской стороне и попавшими в украинский плен.
Это интервью, как и прошлое, было записано в лагере для российских военнопленных, расположенном на западе Украины. По словам журналиста Натальи Садыковой, в лагере содержатся российские наемники из разных стран, в том числе и из Казахстана.
Герой настоящего интервью — Шынгыс Сейпиев, 27-летний уроженец Петропавловска, в 2022 году подписавший контракт на участие в СВО в составе частной военной компании (ЧВК) «Вагнер».

Сам Шынгыс называет себя штурмовиком, а еще проще — «мясом»: так было принято в «Вагнер» называть вербовавшихся на войну заключенных.
«Они (представители ЧВК) сразу сказали нам, что, ребята, вы едете как бы на штурмовые действия, вы никакой третьей, четвертой линией обороны не будете, то есть едете как бы напрямую «на мясо», — рассказывает Шынгыс.
В России Шынгыс был осужден к восьми годам лишения свободы за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (статья 111, часть 4 Уголовного кодекса РФ).
Он рассказывает, что в 2018 году, после того, как похоронил отца, поехал на заработки в Тюмень, где проживают его родственники, в компании повздорил с одним местным, ударил его, тот упал и позднее скончался. А в 2022-м в колонию, где он отбывал наказание, приехал глава ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин и пригласил всех желающих в обмен на свободу вступить в ряды ЧВК, получить гражданство РФ и отправиться на войну в Украину.
«В армии я не служил, но занимался спортом — боксом, борьбой, был в хорошей физической форме. И посчитал, что так будет проще выйти на волю, решил сам для себя выйти пораньше домой. Меня забрали из колонии, привезли в Ростов. Там нас переодели, вооружили полностью, и мы выехали на территорию Украины. Там полигоны, тренировки, обучение, как пользоваться оружием. Были инструктора, физическая подготовка, всю технику изучали. А потом боевые действия», — говорит он в интервью.
Но план «поскорее вернуться домой» не сработал: карьера «солдата удачи» продлилась не более трех месяцев. В декабре 2022 года подразделение Шынгыса, по его словам, попало в кольцо, полтора суток они втроем удерживали занятый рубеж, но когда кончился боезапас, его и еще одного сослуживца (третий был убит) взяли в плен.
В плену он находится уже 28 месяцев, более того, за наемничество его осудили по законам Украины к девяти годам заключения. Поэтому перспективы быть обмененным — весьма туманны. Но Шынгыс не теряет надежды, что уже в этом году ситуация каким-то образом изменится.
На прямой вопрос, убивал ли он украинских солдат, Шынгыс отвечает уклончиво:
«Это война. Этого не избежать. Либо меня, либо я. Таких боев не было, чтобы прямо в упор стрелять кого-то, человека расстреливать. Вероятность того, что убивал людей или не убивал… Сам не знаю. Не было прямого столкновения, чтобы в упор».
Отвечая на вопрос, боялся ли он сам быть убитым, наемник ссылается на то, что у него всегда был позитивный настрой, но то, что остался жив, считает везением. И если обмен рано или поздно состоится, воевать больше он не намерен, тем более, что срок его контракта давно истек.
Но вопрос возвращения в Казахстан для себя он считает открытым:
«В любом случае, если вернусь в Россию, то приедут родные, наверное. С родными охота повидаться. В России у меня вероятность, что я сидеть не буду, больше. А в Казахстане, может, и посадят меня. За наемничество. А сидеть я точно не хочу уже».
В Казахстане возвращения Шынгыса ждут мама, две сестры и брат — еще школьник. В ходе интервью ему удалось поговорить с родными по видеосвязи.

Вопрос о том, поддерживает ли он позицию России по отношению к Украине Шынгыс назвал «провокационным», упирая на то, что что контракт подписал только для того, чтобы поскорее выйти на свободу, и даже денежный вопрос считал для себя второстепенным. А «политикой», по его словам, пусть занимаются те, кому это положено.
Воевать он больше не хочет, и возьмет оружие только в том случае, если придется защищать Казахстан. Но вероятность того, что Казахстан окажется втянутым в военный конфликт, Шынгыс считает минимальным.
Смотрите интервью с Шынгысом Сейпиевым по этой ссылке:
Еще одно интервью из лагеря для военнопленных по этой ссылке:
БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»
_
В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.
_
«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.
_
Поддержать нас можно разными способами — они есть на этой странице.