Глава Фонда социального медицинского страхования Казахстана Болат Токежанов отказался обнародовать размер своей заработной платы, сославшись на коммерческую тайну. Но мы решили все же приподнять ее завесу, используя данные из открытых источников.
Болат Токежанов в ходе брифинга, состоявшегося 20 января, сказал:
«Схема окладов была утверждена в 2017 году Советом директоров и в течение последних трех лет не менялась. И на этот год мы пока не предполагаем пересмотр зарплаты. Что касается окладов председателя и моих заместителей, это относится к категории коммерческой тайны».
А после дополнительного вопроса о том, почему информация относится к коммерческой тайне, если глава фонда получает заработную плату из денег налогоплательщиков, он снизошел до «согласия»:
«Согласен с вами, но, к сожалению, когда я подписывал контракт, я подписал и документ о неразглашении информации».
Ну что ж, давайте разбираться, что есть тайна и каков ее размер.
Понятие «коммерческая тайна» — весьма размытое, и каждый предприниматель понимает ее границы по-своему. Юрист Жангельды Сулейманов размер зарплаты главы ФСМС таковой не считает.
«Он не хочет говорить нам свою зарплату и своих заместителей. Типа коммерческая тайна. При этом фонд-то некоммерческий. Сказал, что когда заключал трудовой договор, то подписал соглашение о неразглашении коммерческой тайны. (Токежанов – авт.) не знает, что коммерческая тайна — это сведения, составляющую коммерческую ценность. Это когда такие сведения можно использовать и получить выгоду. Проще говоря, такую информацию можно продать. А его зарплата — не коммерческая тайна, потому что никто не будет покупать это за деньги. Так что он обязан нам сообщить, потому что зарплату получает за счет наших взносов», — написал Сулейманов на своей страничке в Facebook, добавив, что если Токежанов не обнародует размер своего оклада в ближайшее время, то он подаст на него в суд.
С юристом солидарен и экономист Айдар Алибаев.
«Однозначно, просто по определению Токежанов не имеет никакого – ни морального, ни служебного, ни профессионального – права скрывать размер своей зарплаты. Это очередная чиновничья безнаказанность, которая процветает у нас в стране: когда они, чтобы не отвечать на нормальный вопрос журналиста, касается ли он зарплаты или чего-либо иного, прячутся за формулировками «коммерческая тайна», «профессиональная тайна», «государственная тайна». В данном случае он спрятал за «коммерческой тайной» свой, я абсолютно уверен, необоснованно огромный оклад. Он прекрасно понимает, что если озвучит цифры, то на него обрушится вал критики и негодования. А скрывая, показывает свое гнилое нутро. Я считаю такое поведение чиновника тянет на то, чтобы он был уволен со своей должности, потому что не вызывает доверия. Но это если мы говорим о цивилизованной стране», — сказал он в комментарии нашему изданию.
Мы же нашли в нормативной базе РК «Правила отнесения сведений к служебной информации ограниченного распространения и работы с ней», утвержденные постановлением правительства РК 31 декабря 2015 года № 1196.
«Конфиденциальная информация – все виды информации (включая коммерческую, банковскую, налоговую, нотариальную, врачебную, личную, адвокатскую тайну), в отношении которой в соответствии с нормативными правовыми актами государств-членов Евразийского экономического союза, международными договорами ограничен доступ (установлена конфиденциальность)», — говорится в документе.
Вероятно, исходя из этого норматива, председатель правления ФСМС РК и отнес размеры своей зарплаты и зарплат заместителей к коммерческой тайне.
Но из этих же правил следует, что разрешить доступ к ней ее обладатель может – если захочет:
«…установлено обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к данной информации, требование не передавать (не разглашать) такую информацию третьим лицам без письменного согласия ее обладателя».
Впрочем, раз г-н Токежанов этого не хочет, тогда, может быть, есть резон обратиться к его вышестоящему начальству? Единственным учредителем и акционером некоммерческого акционерного общества «ФСМС» является правительство РК. Поэтому адресуем вопрос главе кабмина РК Мамину:
«Аскар Узакпаевич, разрешите полюбопытствовать, какова зарплата у г-на Токежанова? Дайте письменное согласие на ее разглашение».
Мы понимаем, что считать чужие деньги не принято. Но деньги ФСМС, из которых г-н Токежанов получает коммерчески тайную зарплату, нам, казахстанцам, не чужие. Во-первых, страхование неработающих казахстанцев осуществляется за счет государства, бюджет которого формируется из наших налогов. Во-вторых, каждый работающий казахстанец, начиная с этого года, вносит в ФСМС 2% от зарплаты, плюс столько же за него платит работодатель.
А теперь о размере тайны. Жангельды Сулейманов предположил, что зарплата главы ФСМС — примерно 1 500 000 тенге плюс вероятные премии. И оказался недалеко от истины.
На официальном сайте ФСМС имеется финансовая отчетность организации, последний отчет – за 2019 год.
«По состоянию на 31 декабря 2019 года ключевой управленческий персонал состоит из членов правления Фонда общей численностью 4 человека. Общая сумма вознаграждения ключевого управленческого персонала, включенная в состав административных расходов в отчете о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе, составила 76 млн 762 тысячи тенге за год, закончившийся 31 декабря 2019 года. Вознаграждение ключевого управленческого персонала включает зарплату, оплачиваемые отпуска и иные выплаты, в соответствии с внутренними положениями Фонда», — говорится в документе.
Хоть данные и позапрошлогодние, мы можем представить размеры зарплат членов «ключевого управленческого персонала», ведь г-н Токежанов сказал, что схема окладов не менялась уже три года и в новом изменений не планируется.
Не знаем подлинной схемы, как делят эту сумму между собой топ-менеджеры ФСМС, поэтому будем считать, что поровну. Разделив 76 млн 762 тысячи тенге на четверых, получим, что вознаграждение каждого из топов ФСМС может составлять 19 млн 190 тыс 500 тенге в год или 1 млн 599 тыс 208 тенге в месяц!
Действительно, есть чего «стесняться».
Если сравнить вознаграждение руководителей страхового фонда со средней зарплатой по республике в 2019 году в 186 000 тенге, то разрыв составляет 8,5 раз!
Если мы в чем-то ошиблись, то оставляем Фонду социального медицинского страхования Казахстана право нас поправить.
В коллаже на обложке использовано фото Владимира Третьякова (time.kz).
Зарплата главы фсмс это конечно интересно… но из источников нацбанка стало известно сколько премии выписали себе управители нашего пенсионного фонда за 2020 год пандемии… так вот Жанатик и Компания правление фонда хапнули ни много ни мало по четыре миллиона на брата… а совет директоров во главе с Британовым младшим положили себе в карман аж по шесть миллионов… скажите господа кто крышует эту банду… котороя управляет нашими пенсионными деньгами??? Явно Токаев даже не в курсе!!!
Действительно, народ бедствует, а эта «верхушка» жирует.! Причём на деньги народа, Простые люди — еле выживаютпри таких «аховых» ценвх на продукты. Куда смотрит правительство?
ЧИТАЕШЬ И ДИВУ ДАЕШЬСЯ .КАК ВСЕ ДОБРОТНО СКОЛОЧЕНО И ВСЕ В СВОЙ КАРМАН.!!! НЕУЖЕЛИ НЕ БУДЕТ КОНЦА ВАШИМ ДЕЯНИЯМ?где ВАША СОВЕСТЬ?ЖРЕТЕ ..ПЬЕТЕ..ОТДЫХАЕТЕ—ЗА НАШ СЧЕТ …ЗА ДЕНЬГИ ТРУДЯГ..КУДА СМОТРИТ НАШ ТОКАЕВ?
Какой ужас! Как только таких бессовестных земля держит!
Раз вы полусеье такие деньги без напряг и вкладывая труда хоть поделитесь ими с нуждающимися, сиротами и т.д. Ведь сколько семей скитаются без жилья, сколько талантливых детей не могут получить образования из за бедноты, будьте людьми, думайте хотя бы о спасения своих душей, ведь там ни ваши деньги, нажитые незаконным путём, ни вашего добра накопленные за счёт народных денег не помогут от огонь Ада, будете гореть вечно