Около двух тысяч казахстанцев, использующих мобильную связь, являются потенциальными целями подслушивающей программы Pegasus, разработанной израильскими специалистами компании NSO Group. Такие выводы публикует на своем портале «Центр исследования коррупции и организованной преступности» (OCCRP) на основе большого исследования «Проект Пегас».
«Почти 2000 казахстанских телефонных номеров появились в просочившемся списке, что указывает на то, что они были потенциальными целями программного обеспечения. В списке мало журналистов, но в нем фигурируют представители политической и деловой элиты страны, в том числе соперники и предполагаемые союзники (первого президента РК Нурсултана – авт.) Назарбаева», — говорится в расследовании, проведенном журналистской некоммерческой организацией Forbidden Stories и правозащитниками из Amnesty International.
Отдельно подчеркивается, что появление в списке не указывает на то, что телефон был окончательно взломан, но, как минимум, предполагает, что его владелец представлял интерес для клиента, заказавшего «прослушку» у NSO Group. По мнению расследователей, в распоряжение которых попали списки из более чем 50 000 телефонных номеров примерно в 50 странах, которые, вероятно, взламывались с помощью Pegasus, если речь идет о Казахстане, таким клиентом, по всей вероятности, было правительство РК.
То есть нас слушают за наши же с вами деньги.
«Большая часть номеров из списка сосредоточена в 10 странах: Азербайджане, Бахрейне, Венгрии, Индии, Казахстане, Мексике, Марокко, ОАЭ, Руанде и Саудовской Аравии. Я так понял, присутствие Казахстана в этом списке, говорит о том, что настоящее «слышащее государство» у нас появилось намного раньше, чем об этом объявил Токаев», — написал по этому поводу на своей странице в Facebook казахстанский политолог Досым Сатпаев.
Нет ничего тайного
Если зайти на официальный сайт израильской NSO Group, то можно узнать, что компания занимается «киберразведкой в интересах глобальной безопасности и стабильности». Однако за этой формулировкой скрывается куда более банальная торговля программами для взлома смартфонов.
Как сообщают сами разработчики, Pegasus является программой, предоставляющей «неограниченный доступ к мобильным устройствам цели, позволяющую клиентам удаленно и скрытно собирать информацию об отношениях, местоположении, телефонных звонках, планах и действиях вашей цели – когда и где бы они ни находились».
В частности, Pegasus может:
— производить мониторинг голосовых вызовов в режиме реального времени;
— просматривать перекачиваемые с телефона данные, включая контакты, пароли и файлы, а также зашифрованное содержимое; следить за сообщениями в ряде приложений, включая WhatsApp, Facebook, Skype, Blackberry Messenger и Viber;
— отслеживать местоположение телефона (и, в свою очередь, владельца) в режиме реального времени с помощью GPS.
Более того, он позволяет слушать все разговоры владельца смартфона, по сути превращая телефон в «жучок». Pegasus специально нацелен на мобильные устройства (работающих как на Android, так и iOS), а не на настольные или портативные компьютеры, и задерживается на целевом устройстве до тех пор, пока злоумышленник не решит, что он больше там не нужен. Установить программу можно как с помощью физического доступа к мобильному устройству, так и удаленно.
Читайте об этом подробнее здесь.
За кем следят
Исследователи утверждают, что в разные периоды времени 14 лидеров стран Европы, Африки, Азии и Ближнего Востока прослушивались с помощью Pegasus. В их числе упоминаются президент Франции Эммануэль Макрон, президент Ирака Бархам Салих, президент Южной Африки Сирил Рамафоса и даже король Марокко. Но они, по мнению исследователей, были выбраны для слежения странами, которые являются конкурентами или «любопытными соседями».
Иначе дело обстоит в Казахстане: здесь заказчиком, вероятнее всего, было само государство.
В частности, на сайте OCCRP относительно Казахстана названы восемь человек, которые, возможно, стали объектами «прослушки» с помощью Pegasus. Среди них – правозащитник Бахытжан Торегожина, журналисты Серикжан Маулетбай и Бигельды Габдулин, связанные с Казахстаном французские активисты Мартин Уильям и Квентин Гиллеман, а также президент РК Касым-Жомарт Токаев, премьер-министр Аскар Мамин и аким Алматы Бакытжан Сагинтаев.
Бахытжан Торегожина на своей страничке в FB написала: «всегда знала, что меня «пасут», теперь официально подтвердили».
Серикжан Маулетбай также в соцсетях написал, что и для него эта новость не стала неожиданностью: «Я предполагал, что меня прослушивают. И появление расследования на таком уровне доказывает тот факт, что власти Казахстана всячески нарушают международные договоренности, права человека (…) Я считаю, что журналистское сообщество должно отреагировать на сообщения о слежке и требовать ответа от властей, почему они шпионят за нами».
Высокопоставленные политики на эту новость пока никак не отреагировали.
Исследователи же в свою очередь утверждают, что и Токаев, и Мамин, и Сагинтаев, возможно, стали объектами «прослушки» ранее, находясь на своих прежних постах.
«Токаев и Мамин были выбраны в качестве потенциальных целей, еще занимая свои прежние должности: Токаев был председателем сената, официально следующим в очереди на пост президента, а Мамин был первым заместителем премьер-министра», — говорится в расследовании.
Бакытжан Сагинтаев в 2016-2019 годах занимал пост премьер-министра РК.
Заместитель председателя Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП) Айдар Алибаев полагает, что в «прослушке» высокопоставленных чиновников также нет ничего экстраординарного:
«Мы не можем стопроцентно утверждать, что «прослушка» имела место. Но если предположить, что так оно и было, здесь нет ничего удивительного, потому что спецслужбы занимаются этим во всех странах мира, если человек им, так скажем, интересен.
Если бы у спецслужб были возможности, они «залезли» бы не только в телефон, но и в мозги высокопоставленных политиков. Им интересно все: о чем они думают, не зарождаются ли у них мысли, которые представляют опасность, какие у них представления по поводу транзита власти, по поводу расклада в политической элите.
Может быть я доведу до абсурда, но интерес может представлять даже личная жизнь чиновников, находящихся у руля страны и принимающих важные решения, их здоровье, психическое состояние и что от них можно ожидать».
Есть ли противодействие
В классической механике существует закон Ньютона, что любому действию всегда есть равное и противоположное противодействие. Применительно к «прослушке» телефонов исследователи OCCRP говорят, что действие Pegasus может быть ограничено простыми процедурами операционной безопасности, такими, как предотвращение перехода по подозрительным ссылкам, разделение устройств на личное и рабочее, удаление редко используемых мобильных приложений и использование хорошего VPN (безопасного зашифрованного подключения к сети) на всех устройствах.
С юридической же точки зрения «прослушка» нарушает права граждан, закрепленные в Конституции РК. В частности, ст. 18 гласит, что «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни (…), переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений».
Дело за малым — доказать этот факт, что представляется весьма сложным. Ведь и расследователи OCCRP не утверждают, что так было на самом деле, а толко предполагают, что граждан слушали.
Журналист Серикжан Маулетбай говорит, что намерен по этому поводу отправить запрос в правительство РК и в Акорду и потребовать объяснений.
Посмотрим, что получится.
ПОДДЕРЖИТЕ НАС!
В Казахстане почти не осталось независимой прессы. За последние годы власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам и запугать тех, кто осмеливается писать о них правду. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.
KZ.MEDIA – молодой проект. Редакция нашего медиаресурса не зависит ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!
Помогите нам рассказывать вам ПРАВДУ о ВАЖНОМ!
Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер телефона 8 777 681 6594 или на номер карты 5169 4971 3344 9037.
И есть еще несколько способов нас поддержать — они здесь.