Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на днях в очередной раз пообещал обеспечить стране полную продовольственную безопасность. И даже пообещал превратить Казахстан в мощную сельскохозяйственную державу. Громкие обещания и грандиозные прожекты давно уже стали неотъемлемой частью государственной политики. А между тем цены на продовольствие растут, и, по данным официальной статистики, все большее число казахстанцев недоедает.
По данным ресурса Ranking.kz, в пандемийном 2020 году 4,4% казахстанцев недоедали и голодали из-за снижения доходов. Это больше, чем аналогичный показатель 2019 года на 0,3%. Для сравнения: в 2016 году доля населения с калорийностью питания ниже установленного минимума составила 2,8%.
Рост цен и падение уровня жизни вынуждают людей заменять энергетически ценные продукты более дешевыми. Более половины суточного рациона питания у казахстанцев составляют углеводы – 51,9%. И меньше всего приходится на белковую пищу – 12,6%. Условно говоря, вместо мяса многие казахстанцы едят перловку и макароны.
Статданных за 2021 год нет, но можно не сомневаться, что стремительный рост цен на продукты гарантированно приведет к еще большему числу голодающих граждан. Власть это все прекрасно понимает и реагирует на проблему в привычной для себя демагогической манере – призывами и обещаниями.
Продовольствие и борьба с инфляцией стали любимой темой для выступлений первых лиц страны. На днях в ходе рабочей поездки в Акмолинскую область президент Касым-Жомарт Токаев постоянно напоминал сопровождающим его чиновникам и журналистам про продовольственную безопасность.
«Видите, что происходит в мире. Цены на продовольствие выросли на 40%. Мы пытаемся сдержать рост цен, задача нелегкая, мы будем решать эти вопросы. Конечно же, Казахстан должен быть с развитым сельским хозяйством. Мы должны перейти практически полностью на самообеспечение продукцией сельского хозяйства», — сказал президент при посещении предприятия Kazrost Engineering LTD по сборке российских комбайнов.
Затем он вернулся к этой теме уже в стенах сервисного центра по обслуживанию сельхозтехники марки John Deer, где заявил, что сельское хозяйство является стратегической отраслью экономики. И в тот же день на встрече с руководством области Токаев в третий раз повторил свою идею:
«Казахстан должен стать сельхоздержавой. Это амбициозная, но абсолютно достижимая цель».
Между тем, стоит напомнить, что правительство еще в начале года разработало Дорожную карту по стабилизации цен на продовольствие. Поддерживать внутренний рынок власти пообещали с помощью традиционных методов госрегулирования — фиксированные цены, штрафы, меморандумы с производителями, антимонопольный контроль, плюс увеличение бюджетной поддержки АПК.
Полгода прошло, но, судя по тому, что президент и правительство продолжают решать продовольственную проблему, Дорожная карта не особо помогла.
Вообще все эти стратегии, госпрограммы, дорожные карты в нашей стране никогда не отличались эффективностью. Мы уже на многое замахивались. Пытались стать космической державой, уйти от углеводородной зависимости, стать мировым транспортным хабом, связывающим Восток с Западом, совершить индустриальную революцию. И все наши потуги заканчивались пшиком.
Но хуже всего, наверное, пришлось аграрной отрасли. Власти ее постоянно спасают, вбухивают через субсидии гигантские средства в наращивание объемов производства и удешевление продукции. А толку все также ноль.
Приведу немного статистики. Объем инвестиций в сельском хозяйстве в 2016 году составил 253 млрд тенге. По итогам 2020 года он достиг уже 573 миллиарда — рост на 126%. В денежном выражении валовый объем произведенной аграрной отраслью продукции тоже солидно вырос: с 3,6 трлн в 2016 году до 6,3 трлн тенге в 2020 году.
Но если мы посмотрим на итоги развития АПК в физическом выражении (тоннах, литрах, гектарах), то рост окажется мизерным. К примеру, производство молока с 2016 года выросло к 2020 году с 5,3 млн тонн до 5,6 миллионов. Некоторые показатели вообще стоят на месте – сбор зерновых как был пять лет назад на уровне 20 млн тонн, таким и остался. Производство мяса не меняется: в 2015 году произвели 930 тысяч тонн, а в 2020 – 931 тысячу тонн.
Налицо экономический парадокс: финансирование сельского хозяйства и ВВП отрасли в денежном выражении стремительно растут, а реальные физические показатели стоят на месте.
Эта загадка объясняется просто — в обмен на многомиллиардные бюджетные субсидии фермеры и сельхозпредприятия просто задрали цены и поставляют потребителям продукты по завышенным расценкам.
Продуктовые цены в Казахстане вполне сопоставимы с европейскими. И именно поэтому по расходам граждан на еду наша страна стоит на печальном первом месте среди европейских стран. Это при том, что за электричество, связь, тепло, воду, ГСМ европейские фермеры платят в разы больше казахстанских.
Следовательно, эффективность нашего аграрного сектора крайне низкая. И причина этого печального явления, на мой взгляд, только в одном – субсидии в нашей стране не стимулируют, а развращают производителей.
Поддерживать аграриев надо не бесплатными подарками, а дешевыми и длинными кредитам, справедливыми и понятными налогами, развитием конкуренции, прозрачным и понятным ценообразованием, исключающим любые спекулятивные соблазны и (для кого-то это покажется банальным) снижением коррупционного бремени. В высокой стоимости казахстанских продуктов сидят, в том числе, коррупционные издержки производителей и продавцов.
И не поленюсь еще раз вспомнить, что когда в стране вводили свободный курс национальной валюты, то нам говорили, что эта мера поможет поднять отечественного производителя. Дескать, импортные товары и продукты резко подорожают, и население кинется покупать казахстанские.
Прошло шесть лет. Все это время мы своими деньгами поддерживали отечественного товаропроизводителя. И что мы получили в итоге?
Казахстанское яблоко проиграло в конкурентной борьбе эквадорскому банану. Местные огурцы стоят дороже заморских цитрусов. Отечественная гречка и подсолнечное масло продаются по одной цене с российскими. Своя колбаса и сливочное масло откровенно пугают ценой и качеством.
Поэтому, когда руководство страны в очередной раз обещает накормить граждан отечественными продуктами и грозится превратить Казахстан в аграрную державу, мне даже страшно представить, чем все это закончится.