Одним из главных и уже заметных результатов январского «взрыва» протестных настроений в Казахстане стал прорыв барьера молчания. Многие в стране заговорили о происходящем, не стесняясь критиковать назарбаевщину, уже не только на «кухнях», но и публично.
И это, по оценке KZ.expert, очень важно, поскольку свидетельствует: рушится внутренняя стена в умах казахстанцев, созданная многолетними усилиями авторитарного политического режима и «суперпрезидентской» вертикали.
Так что, похоже, Акорде теперь придется бороться не только и не столько со своими внутриполитическими противниками, сколько с негативно настроенным по отношению к ней общественным мнением.
Напомним, что советская авторитарная политическая система такую борьбу в ходе «перестройки», объявленной Михаилом Горбачевым, проиграла напрочь, что и стало одним из главных факторов, приведших к краху СССР.
Другое дело, что публичный выход в информационное пространство прежде молчавших или отмалчивающихся людей неизбежно приведет к тому, что на казахстанцев обрушится девятый вал информации. Причем достоверность значительной части последней будет не слишком высока.
Причины такого явления лежат на поверхности – каждый, кто уже заговорил или заговорит в будущем, будут стараться изложить и продвинуть в массы свою точку зрения. Ну а те, на чей репутации лежит «черное пятно», наверняка захотят оправдаться совсем или объясниться так, чтобы «отмыться».
Вот, к примеру, недавно ряды заговоривших пополнил бывший глава КНБ РК Нартай Дутбаев, давший интервью журналистке Гульнаре Бажкеновой.
Нас это явление бывшего высокопоставленного силовика народу заинтересовало по нескольким причинам.
Во-первых, удивителен сам факт, что вдруг заговорил человек, который:
— возглавил главную казахстанскую спецслужбу вскоре после создания «Демократического выбора Казахстан»,
— ушел в отставку в связи с убийством оппозиционного политика Алтынбека Сарсенбаева,
— работал вице-президентом НАК «Казатомпром» вместе с Мухтаром Джакишевым,
— был задержан в 2016 году и проговорен в 2017 году к семи с половиной годам лишения свободы,
— получил в 2018 году второй срок — уже 12 лет,
— а в 2020 году неожиданно вышел на свободу.
По оценке KZ.expert, это означает как минимум то, что Нартай Дутбаев перестал бояться своих бывших коллег, как максимум – то, что Акорда призвала его на информационный фронт, дабы помочь властям сформировать нужное властям общественное мнение.
Во-вторых, мы оценили профессионализм Нартая Дутбаева (воистину бывших чекистов не бывает) по продвижению своей версии случившегося в стране и трактовок событий, имевших место в прошлом.
А также то, что, не всегда комплементарно оценивая деятельность Комитета национальной безопасности РК и его сотрудников, он, тем не менее, поддержал официальную версию властей на тему того, что произошло в Казахстане в январе текущего года.
И еще то, что он достаточно объективно высказался о бывшем главе КНБ РК Кариме Масимове и причинах, по которым тот оказался за решеткой.
В-третьих, нас заинтересовали мифы, которые в ходе интервью Нартай Дутбаев ненавязчиво, но вполне убедительно формировал.
По оценке KZ.expert, некоторые из них представляют собой изложение части правды, а другие – мягко говоря, выдумки, главная цель которых увести внимание в сторону или вообще ввести в заблуждение.
Поскольку экс-председатель КНБ наговорил много – больше, чем на полтора часа, мы ограничимся в этом комментарии несколькими короткими замечаниями.
Начнем с факта знакомства Нартая Дутбаева с Мухтаром Аблязовым, случившегося, по его собственным словам, в колонии, где тот находился.
Действительно после того, как лидер «Демократического выбора Казахстана» образца 2001 года оказался за решеткой, с ним немедленно начали работать сотрудники КНБ РК. Причем не по собственной инициативе, а по прямому поручению Нурсултана Назарбаева, который хотел сломать Аблязова и на его примере дать урок остальным.
Непосредственный контакт с Аблязовым осуществлял тогдашний начальник сначала третьего, а потом десятого департамента КНБ РК Владимир Жумаканов, позднее возглавивший эту спецслужбу и ушедший в отставку, чтобы освободить место для Карима Масимова.
При этом попытки Жумаканова заставить Мухтара Аблязова сдаться и признать свою вину перед «лидером нации» Нурсултаном Назарбаевым сопровождались нечеловеческими избиениями, пытками и давлением со стороны как сотрудников уголовно-исправительной системы, так и действовавших под их контролем уголовников. В итоге, как сказал Нартай Дутбаев, бывший лидер ДВК покаялся публично на видеокамеру. После чего Назарбаев помиловал отступника.
Но это внешняя сторона тогдашних событий. А теперь мы кратко расскажем, что же на самом деле тогда происходило.
Дело в том, что еще до создания «Демократического выбора Казахстана» люди, которые были инициаторами этого движения (в состав официальных учредителей ДВК вошла только часть из них), прекрасно понимали, что их ждет, если они потерпят поражение. То есть если им не удастся поднять всю страну против автократии Нурсултана Назарбаева и его окружения и победить.
Поэтому было принято решение, что два человека, которые возглавят «Демократический выбор Казахстана», то есть Мухтар Аблязов и Галымжан Жакиянов, через два года после того, как их посадят за решетку, имеют право начать искать выход оттуда.
С учетом выше сказанного очевидно, что покаяние Аблязова на видео – это всего лишь политический маневр. Игра, которая в итоге достигла поставленной цели – выхода на свободу.
Судя по всему, тогдашний глава КНБ РК был не в курсе, что соратникам Мухтара Аблязова удавалось почти все время поддерживать за ним связь, за исключением одного месяца, когда его избивали, и он был вынужден ползать в туалет по полу. И этот канал связи был использован Аблязовым для того, чтобы получить окончательное согласие соратников на то, чтобы он принял условия Акорды.
Что же касается сказанного Нартаем Дутбаевым относительно освобождения Мухтара Аблязова, то это правда. Внешнеполитическое давление на Акорду было настолько сильным, а активность друзей, в первую очередь Мухтара Джакишева и Нурлана Смагулова (но не только их), такой высокой, что Нурсултан Назарбаев рискнул и уступил.
К сожалению, этого не получилось у Галымжана Жакиянова. Возможно, и потому, что позднее Назарбаев осознал, что сделал ошибку, ведь Аблязов не прекратил поддерживать оппозицию и оппозиционные СМИ, хотя и делал это настолько осторожно, что поймать его за руку не удалось.
Кстати, в том, что КНБ РК так и не смог до 2009 года доказать причастность Аблязова к поддержке оппозиции, важную роль сыграл такой фактор. Два ключевых игрока со стороны власти, Владимир Жумаканов и Нартай Дутбаев, этого так и не осознали и/или не смогли признать своего проигрыша.
Ну а позднее случилось то, что напрочь связало воедино Мухтара Джакишева, Нартая Дутбаева и Мухтара Аблязова – продажа долей участия в казахстанских уранодобывающих предприятиях канадской компании «Uranium One».
Именно эта сделка, принесшая 300 миллионов долларов, была позднее поставлена в вину как Аблязову, который был ее формальным выгодополучателем, так и Джакишеву, который ее организовал и провел.
Но при этом следует подчеркнуть, что сделка была полностью законной и оказалась столь выгодной только потому, что как раз тогда резко подскочили цены мирового рынка на уран и, соответственно, повысилась стоимость активов. Впрочем, это не спасло позднее обоих от обвинительных приговоров.
Между тем, по словам наших инсайдеров, бенефициаров в данной бизнес-операции на самом деле было трое – Мухтар Джакишев, Нартай Дутбаев и Мухтар Аблязов. Более того, эту сделку санкционировал сам Нурсултан Назарбаев по причинам, которые мы раскроем в отдельном материале.
Другое дело, что воспользоваться своими деньгами Джакишев и Дутбаев фактически не смогли, поскольку в целях безопасности деньги находились на счетах оффшорных компаний и в 2009–2010 годах были истрачены Мухтаром Аблязовым на поддержку АО «БТА Банк» и его российской «дочки».
Последний наш комментарий к сказанному Нартаем Дутбаевым касается истории с похищением Алмы Шалабаевой и ее дочери из Рима. Здесь верить сказанному Нартаем Дутбаевым не стоит совсем.
Дело в том, что после захвата АО «БТА Банк» государством в 2009 году Нартай Дутбаев оказался в крайне сложном положении, поскольку именно он лично отвечал перед Нурсултаном Назарбаевым за то, чтобы Мухтар Аблязов придерживался установленных ему правил.
Однако тот вместо того, чтобы выполнить неоднократные требования Назарбаева передать ему половину акций АО «БТА Банк» (кстати, транслированные через тогдашнего премьер-министра РК Карима Масимова) категорически отказался это сделать. Более того, перед захватом банка он успел покинуть страну и уехать в Великобританию.
А после ареста в том же году Мухтара Джакишева положение Нартая Дутбаева стало вообще критическим. И, чтобы хоть как-то уцелеть, он принял самое активное участие сначала в переговорах с Мухтаром Аблязовым, а потом и в попытках его разыскать, задержать и экстрадировать на Родину.
Мы не располагаем соответствующими документами, но из информации наших источников можем сделать вывод, что незаконный захват и последующий вывоз супруги Мухтара Аблязова и его малолетней дочери из Рима стали результатом того, что преследователям не удалось поймать его самого. Итальянским силовикам не помогла даже наводка работавших на Акорду частных детективов.
Очень похоже, что кто-то, своей шкурой и погонами отвечавший за поимку главного политического оппонента Нурсултана Назарбаева и его экстренную экстрадицию на Родину, решил прикрыть свою неудачу похищением Алмы Шалабаевой и девочки.
И этим человеком вполне мог быть генерал-лейтенант национальной безопасности Нартай Дутбаев, который, кстати, привлек к участию в ней близких к себе людей, которые затем отправились за решетку вместе с ним.
Тем самым он совершил непоправимую политическую ошибку, поскольку похищение женщины с ребенком из Европы, из столицы Италии, вызвало такой резонанс, что в итоге сыграло на руку Мухтару Аблязову и во многом предопределило его освобождение из парижской тюрьмы в конце 2016 года.
В любом случае, тот факт, что бывший председатель КНБ РК Нартай Дутбаев заговорил, причем сделал это, находясь внутри страны, мы оцениваем как положительное явление.
Не претендуя на то, что написанное нами сейчас и ранее (на страницах закрытых в 2012 году газеты «Республика» и в 2016 году информационно-аналитического портала «Республика») являются полной и исключительной правдой, мы тем не менее готовы отстаивать свою точку зрения. Так что, если господин Дутбаев захочет нам возразить, мы готовы дать ему возможность высказаться.
СПРАВКА
Нартай Дутбаев был задержан в декабре 2016 года по подозрению «в разглашении государственных секретов». В августе 2017 года Военный суд Акмолинского гарнизона вынес решение о лишении его свободы на 7,5 лет по обвинению в «разглашении государственных секретов» и «превышении служебных полномочий». В январе 2018 года к этому добавились обвинения в хищении и отмывании денег. Общий 12-летний тюремный срок был определен путем «частичного сложения наказания». Но уже в январе 2019 года кассационная коллегия по уголовным делам Верховного суда, рассмотрев протест генеральной прокуратуры, уменьшила срок наказания до 11 лет.
ПОДДЕРЖИТЕ НАС!
В Казахстане почти не осталось независимой прессы. За последние годы власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам и запугать тех, кто осмеливается писать о них правду. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.
KZ.MEDIA– молодой проект. Редакция нашего медиаресурса не зависит ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!
Помогите нам рассказывать вам ПРАВДУ о ВАЖНОМ!
Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 5169 4971 3344 9037.
И есть еще несколько способов – они на этой странице.