В Армении с 25 апреля не стихают массовые акции протеста, а с 17 мая оппоненты действующему премьер-министру Николу Пашиняну намерены «придать им новый размах». Оппозиция требует отставки Пашиняна, называя проводимый им курс «разрушительным» и «угрожающим государственности».
Мы попросили коллег в Армении прокомментировать происходящее в стране.
Истоки протеста
По мнению исполнительного директора армянской телекомпании «ГАЛА ТВ» Карине Арутюнян, истоки нынешних протестов лежат в «капитуляционном» соглашении о прекращении огня в Нагорном Карабахе, которое было подписано в ноябре 2020 года между лидерами России, Армении и Азербайджана.
Хотя соглашение положило конец военным действиям в Нагорном Карабахе осенью 2020 года, в Армении к нему отнеслись как к капитуляции, так как значительная часть территории Нагорного Карабаха (другое официальное название Республика Арцах)* перешла под контроль Азербайджана.
«Это заявление спровоцировало волнения в Армении. Был момент, когда протестующие фактически захватили здание парламента и избили спикера. Нельзя сказать, что это кто-то организовал, просто народ был взбешен. Звучали требования отставки Пашиняна как главнокомандующего, проигравшего войну в Нагорном Карабахе», — рассказала Карине Арутюнян.
Волнения продолжались до тех пор, пока не была достигнута договоренность о проведении выборов 20 июня 2021. Но оппозиция их проиграла. Почему?
По словам Карине Арутюнян, многие люди, а их было большинство — явка на выборах была 49%, просто не пошли голосовать.
«Люди это объясняли тем, что не хотели избирать ни Никола Пашиняна, ни людей, которые до него были у власти в Армении», — объяснила наша коллега.
После выборов массовые акции протеста почти сошли на нет. Однако недавно в публичное пространство просочились слухи о том, что готовится новый договор, по которому весь Арцах войдет в состав Азербайджана, как это было во времена Советского Союза. И это разозлило народ.
«Масла в огонь подлили и разговоры о том, что Азербайджан претендует еще на Сюникскую область, а это южные ворота Армении. Люди опасаются, что в итоге и эту часть страны собираются отдать», — говорит Карине Арутюнян.
Имеют ли эти опасения под собой почву? По ее словам, официально никто эти слухи и не опроверг. Более того, выступая в парламенте, Никол Пашинян заявил, что армянам нужно понизить планку требований по Карабаху.
«То есть официально никто не подтверждает, но и не отрицает, что проект нового договора существует, и что по нему весь Нагорный Карабах окажется в составе Азербайджана. Кроме того, судя по риторике Турции и Азербайджана, заметно, что такая договоренность действительно есть», — говорит Карине Арутюнян.
Об опасностях политики Пашиняна
Как пояснил нам президент Ереванского пресс-клуба Борис Навасардян, основная критика в адрес нынешних властей Армении сводится к трем пунктам.
«Во-первых, они не сумели предотвратить войну в Нагорном Карабахе дипломатическими методами, провалив переговорный процесс.
Во-вторых, не смогли обеспечить должную боеготовность армии и эффективное управление военными действиями, что привело к фактической капитуляции 9 ноября 2020.
В-третьих, проявляют недопустимую уступчивость в переговорном процессе с Азербайджаном, грозящую новыми потерями для страны и карабахских армян. Озвучиваемые Баку претензии и тактика ползучего захвата территорий затрагивают не только непризнанную НКР, но и суверенитет Республики Армения».
Все перечисленное отражает неоспоримые реалии, говорит Борис Навасардян. Вопрос лишь в том, какова мера ответственности в происходящем, с одной стороны, нынешнего руководства, а, с другой — его предшественников, которые сегодня являются главными оппонентами премьер-министра Никола Пашиняна. Ведь переговоры по урегулированию карабахского конфликта зашли в тупик еще до «бархатной революции» 2018 года.
«Коррупция в вооруженных силах и некомпетентность командного состава, как свидетельствуют многочисленные выявленные факты, также имели место задолго до 44-дневной войны. А проигрыш в ней поставил бы в тяжелое положение армянскую сторону, независимо от того, кто бы ее ни представлял в послевоенных процессах», — пояснил Борис Навасардян.
Заявление Никола Пашиняна о том, что Армения вынуждена «снизить планку» в вопросе статуса Нагорного Карабаха, не без оснований воспринимается в стране как готовность нынешних ереванских властей безоговорочно признать суверенитет Азербайджана над этим регионом, полагает Борис Навасардян.
«Весь опыт последних 30 с лишним лет, прошедших с начала современной фазы армяно-азербайджанского конфликта, свидетельствует о том, что проживание армян под контролем Баку и в условиях непреодоленной этнической вражды — крайне проблематично. Изменение же такого положения вещей в обозримой перспективе, с учетом только что завершившейся кровопролитной войны и продолжающихся инцидентов как в НК, так и на армяно-азербайджанской границе, вряд ли вырисовывается.
Безопасность карабахских армян сейчас обеспечивает российский миротворческий контингент, введенный сюда согласно трехстороннему (между главами Азербайджана, Армении и РФ) Заявлению о перемирии от 9 ноября 2020. Однако официальные представители Баку неоднократно намекали, что миссия миротворцев, предварительно ограниченная сроком в пять лет, продлена не будет. Соответственно, это будет означать массовый исход примерно 120-тысячного армянского населения из Нагорного Карабаха».
Чего добиваются протестующие?
Главное требование протестов – отставка Никола Пашиняна, после которой, как объяснили руководители протестных движений, будет создано временное правительство. А в нем будут те силы, которые что-то из себя представляют, профессионалы во всех отраслях — это и экономика, и политика, и военное дело. И не будет конкретной партии, которая бы руководила страной.
«Какая-то часть населения верит в эти обещания, какая-то нет. Но количество людей на протестных акциях увеличивается. Они каждый день собираются на площади Франции в Ереване. Есть те, кто постоянно там находятся, днюют и ночуют в палатках, есть люди, которые подходят после работы, и те, что присоединяются в субботу и воскресенье — особенно из регионов. И, полагаю, что когда потеплеет, людей, выходящих на протест, станет больше», — рассказала Карине Арутюнян.
Однако она не верит, что протестующие действительно вынудят Никола Пашиняна уйти в отставку:
«Я думаю, что протестные акции ни к чему не приведут, потому что нет акцентов, нет увеличения напряжения. А у премьер-министра есть еще его электорат. Это часть населения, зомбированная его популистской риторикой и лозунгами, благодаря которой они полагают, что им дали возможность что-то решать. Например, когда Пашинян говорит: «Я такой же как вы, вы решаете судьбу своей страны, а я всего лишь выполняю вашу волю». Но им это только кажется».
С ней согласен и Борис Навасардян, который, впрочем, отмечает:
«Каким бы ни было разочарование армянского общества в нынешних властях, к прежним оно, особенно его незащищенное большинство, относится с еще большей неприязнью, памятуя о пережитых унижениях и бесправии».
Поэтому, по его мнению, акции протеста не получают ту массовую поддержку, которая могла бы привести к свержению Пашиняна и его команды. Тем более, что оппозиция не формулирует внятную повестку, как оно собирается противостоять экспансионизму Азербайджана, поддерживаемому Турцией.
«Разумеется, внутриполитическая ситуация в Армении весьма чувствительна к влиянию извне, прежде всего, из России. И если Москва каким-то образом выразит заинтересованность в смене власти в Ереване, расклад сил может и измениться. Правда, пока таких явных сигналов с севера не поступает, а критика Пашиняна из определенных российских политических, экспертных и медийных кругов — недостаточное условие для нарушения существующего баланса», — резюмировал Борис Навасардян.
И нашим, и вашим
А 16 мая в Москве прошел саммит ОДКБ, на котором премьер-министр Армении Никол Пашинян напомнил коллегам о событиях 2020 года, когда между Ереваном и Баку разгорелась полномасштабная война. По его словам, Армения тогда обращалась к ОДКБ с просьбой задействовать механизмы организации. Однако реакция союзников не очень обрадовала Ереван.
«К сожалению мы не можем сказать, что организация реагировала так, как ожидала Республика Армения», — ответил Никол Пашинян на заявления президента Беларуси Александра Лукашенко, который на саммите ОДКБ предложил членам организации действовать вместе и реагировать на угрозы единым фронтом.
Пашинян напомнил, что во время конфликта с Азербайджаном 2020 года Армения призывала ОДКБ не продавать оружие Азербайджану, однако члены организации проигнорировали эту просьбу. При этом он выразил благодарность России за помощь в прекращении боев в Нагорном Карабахе.
Иными словами, премьер-министр Армении, с одной стороны, высказал возмущение тем, что та же Россия в числе других стран поставляла оружие Азербайджану, с другой — поблагодарил ее за помощь. Странная позиция, которая вполне может привести к усилению протестов в Ереване.
ИСТОРИЯ КОНФЛИКТА
*Республика Нагорный Карабах (другое официальное название республика Арцах) — непризнанное государство в Закавказье, населенное преимущественно армянами. В 1923 году по решению советских властей Нагорный Карабах был включен в состав Азербайджанской ССР. Однако 2 сентября 1991 года была провозглашена независимость республики от Азербайджана.
В 1991—1994 гг. между Нагорно-Карабахской Республикой и Азербайджаном разгорелся военный конфликт. Армения в этом конфликте поддержала Нагорный Карабах. Война была долгой и кровопролитной.
Только 5 мая 1994 года при посредничестве России и Межпарламентской Ассамблеи СНГ Азербайджан, НКР и Армения подписали в столице Кыргызстана Бишкеке Бишкекский протокол, на основании которого 12 мая сторонами была достигнута договорённость о прекращении огня.
Так конфликт перешел в разряд замороженных. Впрочем, военные стычки периодически случались, а теме разрешения конфликта за десятилетия были посвящены многочисленные мирные конференции. Однако все зря, переговорный процесс зашел в тупик.
Осенью 2020 года Азербайджан активизировал военные действия на линии соприкосновения с непризнанной республикой. Начало нового конфликта высокой интенсивности между вооружёнными силами Азербайджана и вооружёнными формированиями НКР стало самым масштабным и кровопролитным с момента окончания Карабахской войны в 1994 году.
Наступление азербайджанских войск шло с масштабным применением авиации, бронетехники, артиллерии. Обе стороны сообщали о многочисленных жертвах среди военнослужащих и мирного населения. В Армении и Нагорно-Карабахской Республике объявили военное положение и всеобщую мобилизацию; в Азербайджане было объявлено военное положение и частичная мобилизация. Политическую и военную поддержку Азербайджану оказала Турция, предоставив военную технику и, как утверждает ряд СМИ, советников и инструкторов.
В ночь с 9 на 10 ноября 2020 года при посредничестве России было подписано соглашение, по которому под контроль Азербайджана отошла значительная часть непризнанной республики Арцах. На линии разделения противоборствующих сторон стоят российские миротворцы.
КАК ПОДДЕРЖАТЬ «РЕСПУБЛИКУ»
В Казахстане почти не осталось независимой прессы. За последние годы власти сделали все возможное, чтобы запугать тех, кто осмеливается писать о них правду, или «купить» их с помощью госзаказов. В этих условиях независимые от власти или олигархов редакции могут рассчитывать только на читателей.
Для «РЕСПУБЛИКИ» нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!
Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 5169 4971 3344 9037.
И есть еще несколько способов – они на этой странице.