28 декабря 2022 года Депутаты Мажилиса Казахстана приняли наконец в работу законопроект, который отменяет нормы до сих пор действующего Закона РК «О первом президенте РК — Елбасы». Правда до рассмотрения по существу руки у «народных избранников» так и не дошли в этом году, так что рассматривать его будут (если будут) уже после Нового года.
Эта статья была опубликована 5 августа 2022 года, а UPDATE сделан 28 декабря
Напомним, 5 июня 2022 года на референдуме казахстанцы одобрили изменения в ряд статей Конституции, среди которых самыми желанными были, пожалуй, поправки, касающиеся отмены привилегированного статуса первого президента. Однако факт одобрения изменений не повлек за собой отмену Конституционного закона «О первом президенте РК», предоставляющего беспрецедентные льготы и гарантии безопасности Нурсултану Назарбаеву и членам его семьи.
А ведь глава нижней палаты парламента, спикер мажилиса Ерлан Кошанов обещал, что закон этот канет в Лету.
«В новых поправках в Конституцию исключается статус елбасы, но останется роль Назарбаева как основателя государства. После того как мы примем эти поправки, Закон «О Первом Президенте» тоже утратит свою силу (…). В Конституции есть норма об экс-президентах, эта норма остается и будет распространяться и на первого президента страны. Нурсултан Назарбаев в рамках закона о бывших президентах будет получать государственное обеспечение, пенсию и защиту чести и достоинства», — говорил Кошанов.
Позднее статус «первого президента» был пересмотрен: было решено не упоминать его в Основном законе, ограничившись для Назарбаева статусом «основателя государства». После этого отмена Закона «О первом президенте» представлялась несомненной. Но 30 июня депутаты ушли на каникулы, а соответствующей законодательной инициативы так и не последовало.
Нас просто обманули
Общественный деятель, директор фонда по возврату незаконно выведенных активов Elge QaitaruОразалы Ержанов считает, что казахстанцев обманули, не отменив Закон «О первом президенте». И участие в этом обмане приняли первые лица государства.
«В ходе второго после январских событий интервью президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, отвечая на вопрос относительно Закона «О первом президенте», признал его анахронизм, сказав, что в будущем такой закон не нужен. В конце апреля, когда был объявлен референдум о поправках в Конституцию, спикер мажилиса также сказал, что как пройдет референдум, этот закон будет поставлен на утрату.
Затем от рабочей группы по поправкам в Конституцию два доктора наук давали интервью, в которых говорили, что фактически сразу после референдума закон будет поставлен на утрату чуть ли не автоматом. Но этого до сих пор не произошло. Нам обещают, что это произойдет до конца года. Но это опять же обещания, и я считаю, что идет какая-то некрасивая игра: если целью референдума была отмена Закона «О первом президенте», то это надо было сделать в течение июня, до парламентских каникул», — сказал Ержанов в комментарии «Республике».
При этом он не признает, что работа над законопроектом об отмене законодательства о первом президенте требует длительного подготовительного срока. По его словам, он может состоять из одного предложения: «Конституционный закон «О первом президенте РК – Елбасы» признать утратившим силу», которое можно написать за минуту.
При этом важность его отмены Оразалы Ержанов считает несомненной:
«В одном из писем фонда Elge Qaitaru, адресованное и президенту, и главам правоохранительных органов, мы потребовали провести проверку источников формирования Фонда Нурсултана Назарбаева, в котором, как свидетельствует пресса, аккумулировано 8 млрд долларов.
Да, установить источники можно, но после этого можно будет только пожелать господину Назарбаеву и дальше пользоваться этими средствами себе во благо. Ведь Закон «О первом президенте», помимо неприкосновенности собственности самого президента, гарантирует сохранность имущества членов его семьи (а это растяжимое понятие) и юридических лиц, ими созданных.
То есть мы имеем дело с беспредельной гарантией неприкосновенности. Если закон сохранится, то деятельность и правительственной комиссии по возврату незаконно выведенных активов, и наша работа может оказаться бесполезной».
Почему закон до сих пор не отменили? По мнению Оразалы Ержанов, причиной могли стать некие факторы, о которых Токаев не может заявить публично.
«Например, Токаев до сих пор не объяснил, на каком основании и несмотря на нарушение конституционного закона 5 января Назарбаев был отстранен от должности председателя Совета Безопасности? Более того, критика в адрес первого президента чередуется с перечислением его заслуг – и это я называю игрой и отсутствием определенности в политике. У первого президента и ныне действующего – длительная история взаимоотношений, и, вероятно, на каком-то этапе и возникли определенные договоренности, а какие – остается только гадать», — так объяснил Ержанов нерешительность властей в этом вопросе.
Торг здесь неуместен
Гораздо проще видится ситуация политику Булату Абилову.
«Думаю, идет торг, на каких условиях будет отменен этот закон, какие останутся гарантии у Назарбаева. Ведь речь идет о собственности не только первого президента, но и его семьи. Также можно предположить, что идет переписывание активов на других людей, и это тоже требует времени. Я думаю, к новому году высокие стороны договорятся о чем-нибудь, и мы увидим, как парламент единогласно проголосует за отмену Закона «О первом президенте».
В идеале же, не будь торга, закон, лишающий Назарбаева и членов его семьи всех привилегий, должен был быть принят в один день. И тут же по тем фактам, о которых мы говорили на пресс-конференции, по иным, о которых знают во власти, возбуждаются уголовные дела, фигуранты становятся невыездными, активы возвращаются в собственность государства».
Не юриспруденция, а политика
Директор Казахстанского международного Бюро по правам человека Евгений Жовтис, напротив, не считает отмену Закона «О первом президенте» первоочередной задачей:
«Наша страна вообще живет не столько по законам, сколько по представлениям и сложившимся политическим конструкциям. И сложившаяся политическая конструкция такова, что первый президент в ней уже не присутствует. И то, что его «исключили» из Конституции в ходе внесения в нее поправок, – это юридическая регистрация факта, который политически созрел. Поэтому цепляться за Закон «О первом президенте» особо не стоит.
Я понимаю точку зрения скептиков по поводу привлечения его к ответственности. Но давайте смотреть в принципе: убираем Закон «О первом президенте», но Закон «О президенте» остается, и конституционные гарантии президентам тоже остаются. То есть если существует какой-то иммунитет для президента, то Закон «О первом президенте» не так принципиален. Если он дополнительно что-то дает первому президенту, нужно смотреть, а какова там разница. А дополнительных полномочий Нурсултана Назарбаева уже лишили».
По его словам, в законодательном процессе ничего не происходит по щелчку пальцев. Есть процедура, по которой либо депутаты, либо правительство вносят на рассмотрение проект закона, и если президент объявит его срочным – тогда все быстрее происходит.
«Но мы только 5 июня приняли поправки, а 30 июня парламент ушел в отпуск. Так что я считаю, что беспокоиться надо будет в сентябре-октябре, если в эти месяцы не появится соответствующий законопроект. Упразднять Закон «О первом президенте» нужно, поскольку этот статус убрали из Конституции. Но это вопрос не юридический, а политический, здесь надо реагировать на политический запрос общества», — заключил Евгений Жовтис.
От себя добавим, что в Казахстане, когда вопрос является с точки зрения действующей власти политически важным, юридические процедуры превращаются в формальности.
Например, в 2007 году новые поправки в Конституцию на совместном заседании палат парламента внесли всего за 17 минут – ими первому президенту предоставили возможность баллотироваться на пост главы государства сколь угодное количество раз подряд.
А в 2019 году в течение рабочего дня были утрясены все юридические процедуры, связанные с переименованием столицы из Астаны в Нур-Султан.
Да и в текущем году внесение поправок в конституционные законы «О Первом Президенте РК – Елбасы», «Об Ассамблее народа Казахстана» и «О Совете безопасности РК» заняли меньше месяца – инициированы они были после январских событий, а президент подписал их уже 7 февраля.
Напомним, эти поправки отменили пожизненное председательство первого президента РК Нурсултана Назарбаева в Совете безопасности и Ассамблее народа Казахстана, а также необходимость согласовывать с елбасы инициативы по основным направлениям внутренней и внешней политики государства.
Иными словами, первого президента быстро лишили его полномочий. Однако Закон «О первом президенте РК – Елбасы» поставили, похоже, на паузу. Возможно, это связано с тем, что торг за гарантии безопасности Нурсултану Назарбаеву и его семье идет более ожесточенный. И последует ли отмена закона – это все еще большой вопрос.
Эта статья была опубликована 5 августа 2022 года, а UPDATE сделан 28 декабря
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887. И есть еще несколько способов – на этой странице.