Деньги любят тишину. По данным международного расследования DubaiUnlocked, одно из самых тихих мест, где предпочитают хранить деньги члены правительств, мафиози, наркодиллеры и иные лица с вызывающими вопросы капиталами, — это Дубай, крупнейший город Объединенных Арабских Эмиратов.
Казахстанцы в данном случае – не исключение. К 2022 году граждане РК владели недвижимостью в Дубае как минимум на 253 миллионов долларов. Среди этих счастливчиков – бывшие и нынешние высокопоставленные государственные чиновники, их супруги, родители, дети, братья, сестры.
Назарбаев и компания
Если пройтись по опубликованному вчера списку, можно обнаружить, например, родственников первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
В частности, Асель Курманбаева, супруга Назарбаева, владеет в Дубае квартирой стоимостью более 1 миллиона долларов.
Приметная фигура в списке — недавно «раскулаченный» старший племянник первого президента Кайрат Сатыбалды: он и члены его семьи в свое время прикупили недвижимости в Эмиратах – пять квартир — на 2,2 миллиона долларов.
Примечательно, что среди владельцев недвижимости есть бывшие борцы с преступностью – правда, не сами, а через родственников.
Так, у Дины Касымовой, супруги Калмуханбета Касымова, занимавшего в свое время пост министра внутренних дел (легендарный «Дядя Коля», прозванный палачом Жанаозена), имеется в собственности однокомнатная квартира стоимостью более 400 тысяч долларов.
Супруга еще одного экс-главы МВД Бауыржана Мухамеджанова Зарема Мухамеджанова оказалась куда состоятельнее Касымовых – вилла, находящаяся в ее собственности, оценивается в 6 млн долларов.
Владения Марлена Тургумбаева — сына еще одного генерала, бывшего главного полицейского страны Ерлана Тургумбаева – выглядит не в пример скромнее – квартира стоит всего каких-то 347 тысяч долларов.
Фигурируют в списке и родственники народных избранников. Так, жена бывшего спикера Мажилиса Нурлана Нигматулина Венера Баймурзаева — счастливая владелица более 50 объектов недвижимости общей стоимостью 4,3 млн долларов.
Впрочем, что мы все о бывших? Есть среди владельцев и действующие лица.
Самым известным, наверное, будет нынешний аким Алматы Ерболат Досаев – его трехкомнатная квартира стоит более 750 тысяч долларов.
У супруги первого замакима области Абай Шалкара Байбекова Гульнары Байбековой две квартиры общей стоимостью более 1 миллиона долларов.
Такую же сумму в арабскую недвижимость вложила и дочь внештатного советника президента страны Мейрама Пшембаева Долорес Пшембаева.
Однако самым «щедрым» инвестором в недвижимость Дубая из числа казахстанцев оказался ресторатор Ильяс Орыспаев. Его отец — Максат Орыспаев — до августа 2023 года руководил комитетом гособоронзаказа Министерства индустрии и инфраструктурного развития, а до этого возглавлял департамент гособоронзаказа Министерства обороны. Стоимость имущества Орыспаева-младшего — 5 двухкомнатных квартир и виллы – около 7 миллионов долларов.
Всего в списке 38 казахстанцев. При этом исследователи говорят, что не претендуют на полноту информации, так как собственность может быть зарегистрирована не на родственников, а на доверенных лиц.
Министр, открой декларацию
Между тем, авторы расследования подчеркивают, что во владении недвижимостью за рубежом нет ничего незаконного – лишним подтверждением этого служит то, что в список не включались чиновники, покинувшие госслужбу довольно давно и чья биография не включала преследования за коррупцию.
Также, по мнению авторов, обнародование информации это, мол, первый шаг к открытым декларациям о доходах чиновников и их родных.
Хотя, казалось бы, открытость сведений об имуществе чиновников в Казахстане – вопрос закрытый. Внедрение системы всеобщего налогового декларирования в Казахстане стартовало три года назад, и первый этап — обязательное декларирование госслужащих, а также лиц, приравненных к госслужащим, и их супругов – начался с 1 января 2021 года.
И чего, спрашивается, скрывать, если живет госслужащий-бюджетник на одну зарплату? Вот брат автора этих строк, правда не госслужащий, а учитель – но тоже ведь бюджетник – работает на полторы ставки, получает чуть меньше 400 тысяч тенге в месяц, владеет на пару с супругой скромной «двушкой» — не в Дубае, а в Семее. Что ему скрывать-то?
Другое дело – чиновники. Так и ищут какие-нибудь лазейки, чтобы не говорить открыто, что у них материального за душой.
К примеру, бывший министр финансов Ерулан Жамаубаев в декабре 2023 года заявлял, что доступной информация о доходах может стать только в 2025 году: именно тогда завершится третий этап всеобщего декларирования и будет приниматься решение относительно публикации.
А нынешний глава ведомства Мади Такиев и вовсе заявил: «Что касается моей декларации, я, конечно, могу выложить, но вы там ничего не поймете». Что тут сказать? Ты, мил человек, сначала выложи, а «за понимание» мы потом поговорим. Иначе так и будем черпать информацию из различных утечек и подозрительно коситься на каждого обладателя министерского портфеля.
Авторы DubaiUnlocked утверждают: «Глобальных утечек данных становится все больше, как и требований к различным юрисдикциям открывать больше информации о владельцах компаний или недвижимости. Поэтому новые данные о казахстанцах-владельцах активов за рубежом обязательно будут появляться».
НАПОМНИМ, ЧТО
_
…утечка данных о владельцах недвижимости в Дубае, в основном за 2022 и 2020 годы, была получена Центром перспективных оборонных исследований (C4ADS) — некоммерческой организацией в Вашингтоне, которая исследует международную преступность и конфликты. Затем информация была передана норвежскому финансовому агентству E24 и Центру по изучению коррупции и организованной преступности (OCCRP), которые координировали Dubai Unlocked — глобальное расследование с участием журналистов 72 СМИ из 57 стран мира.
_
Среди обнаруженных владельцев недвижимости — политики, члены мафии, наркодиллеры и другие преступники, многие из которых находятся в розыске.
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
_
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887. И есть другие способы на этой странице.