Городской суд города Кунаев снова отложил рассмотрение дела об условно-досрочном освобождении Муратхана Токмади, на этот раз до 12 сентября 2024 года. Трудно предсказать, каким в итоге будет решение, ведь главный личный враг осужденного Еркин Татишев, занимающий 27-ое место в рейтинге самых богатых бизнесменов Казахстана, категорически этого не хочет. И делает все, что в его силах, чтобы Токмади оставался за решеткой.
Причины, по которым Еркин Татишев так настойчиво препятствует условно-досрочному освобождению человека, застрелившего двадцать лет назад его старшего брата Ержана Татишева, на первый взгляд, очевидны. Но, как часто бывает в Казахстане, в этом кейсе есть двойное дно.
Кому и зачем нужна была фальсификация
По мнению KZ.expert, господином Татишевым в данном конкретном случае двигает не только любовь к родственнику и желание наказать виновного, сколько страх самому сесть на скамью подсудимых. Ну и затем оказаться в роли ответчика в судах по делам о возмещении материального и морального ущерба.
Все дело в том, что хотя Муратхан Токмади действительно застрелил Ержана Татишева во время совместной охоты, это отнюдь не было заранее спланированным преступлением, тем более по заказу Мухтара Аблязова. Просто во время движения автомашины ружье выстрелило, и заряд попал в голову Татишева, который сидел впереди справа от водителя.
Более того, Мухтару Аблязову тогда не было никакого смысла заказывать убийство своего друга и партнера по бизнесу, поскольку он в итоге ничего не выигрывал, а вот потерять мог очень много.
Обвинение в отношении Аблязова как заказчика (и Токмади как исполнителя заказа) было состряпано по инициативе тогдашнего председателя КНБ РК Карима Масимова и приближенного к нему министра юстиции РК Марата Бекетаева. И главной целью фальсификации было не посадить Токмади в тюрьму на длительный срок, а заставить Францию выдать Мухтара Аблязова Казахстану.
Как Еркин Татишев стал тогда участником всего этого действа – принудительно или добровольно, мы не знаем, но он продолжает в нем участвовать. Правда уже скорее для того, чтобы спасти себя, свою репутацию и свои деньги.
Важные моменты истории
К сожалению, сегодня мало тех, кто помнит бурные событий начала двухтысячных годов в Казахстане, и еще меньше тех, кто знает их подоплеку. Поэтому позволим себе кратко напомнить о том, как создавался первый «Демократический выбор Казахстана» и почему мы категорически не верим в версию, которая сейчас продвигается в информационном пространстве страны, в том числе с помощью Еркина Татишева.
Решение о создании ДВК было принято на закрытом совещании с участием шестерых человек, из которых сейчас живы пятеро. Ержан Татишев был активным участником и занимал одну из самых радикальных позиций по отношению как к Рахату Алиеву, так и к Нурсултану Назарбаеву.
При этом все участники того совещания не были наивными людьми и прекрасно понимали, чем рискуют. Поэтому тогда было принято решение: всю основную политическую работу (и соответственно риски) возьмут на себя Мухтар Аблязов и Галымжан Жакиянов, а остальные четверо останутся в тени, чтобы помогать как организационно, так и финансово.
Также на том совещании было принято решение, о котором мы ранее никогда не рассказывали: в случае если Аблязов и Жакиянов в итоге окажутся за решеткой, то они имели право через два года начать искать пути выйти на свободу.
В итоге все так и произошло, однако освободиться досрочно удалось только Мухтару Аблязову, тогда как Галымжан Жакиянов задержался за решеткой. В этом скорее всего сыграл свою роль тот факт, что Аблязов первым сыграл в игру «Я сдаюсь», а руководители казахстанских спецслужб, в первую очередь тогдашний председатель КНБ РК Нартай Дутбаев в это поверили.
В доказательство этого сообщим еще одну подробность – с Аблязовым во время его пребывания в колонии поддерживалась постоянная связь, которая прервалась только однажды на месяц, когда он сидел в штрафном изоляторе.
Так вот, перед тем, как согласиться на предложение переговорщика от КНБ РК, Мухтар Аблязов еще раз запросил мнение соратников по партии, и те после краткого совещания в узком кругу подтвердили ранее принятое решение.
После своего выхода на свободу Мухтар Аблязов уехал на постоянное место жительства в Москву и начал активно строить там бизнес, используя в том числе кредиты АО «БТА Банк», которые получал при содействии Ержана Татишева. Конечно, между ними было определенное напряжение, вызванное тем, что Татишев не возвратил Аблязову долю в банке.
Понятно, что произошло это не только и не столько по причине нежелания тогдашнего председателя Совета директоров банка восстановить справедливость, сколько по указанию первого президента РК Нурсултана Назарбаева и его помощника Булата Утемуратова.
Кстати, именно последний получил в АО «БТА Банк» часть акций, которые ранее принадлежали Аблязову, и был затем их держателем в пользу Назарбаева.
После того, как Мухтар Аблязов вышел на свободу, а Ержан Татишев не вернул ему долю в АО «БТА Банке», отношение к Татишеву среди казахстанской элиты стало неоднозначным. С одной стороны, его формально признавали и уважали, с другой — он как бы оказался в пустоте. Именно в это время рядом с ним и появился Муратхан Токмади, предприниматель с неоднозначным прошлым. Который в итоге и стал невольным убийцей Ержана Татишева.
Почему Аблязову была не выгодна смерть Татишева
Почему мы так уверенно говорим, что Токмади не убивал Татишева?
Потому что в первый годы после смерти тогдашнего владельца и председателя совета директоров АО «БТА Банк» никто даже не заикался о такой версии. Да, семья Татишевых была крайне обозлена тем, что Назарбаев разрешил Аблязову войти в АО «БТА Банк» и стать его сначала теневым, а потом и юридически оформленным совладельцем. И тем, что вдова Ержана продала долю своего супруга Аблязову, тем самым еще усилив позиции последнего в банке.
Но и тогдашнего президента РК, и вдову можно понять – тогда был период сумасшедшего роста казахстанского банковского сектора, когда деньги в страну «текли рекой». А поскольку соответствующего опыта у тогдашних топ-менеджеров было недостаточно, плюс они все вышли из бурных 90-х годов, кредитование осуществлялось достаточно рискованно, плюс зачастую в пользу собственных компаний в других секторах экономики.
И что же должен был сделать Нурсултан Назарбаев, когда после смерти Ержана Татишева выяснилось, что в АО «БТА Банк» сформировалась «дыра» размером в миллиард долларов? А единственным, кто мог быстро и эффективно перехватить управление как самим банком, так и множеством компаний (как внутри страны, так и офшорных) был Аблязов?
В таком же положении оказалась и вдова Ержана Татишева, перед которой встал выбор – продать долю мужа за солидную сумму и затем спокойно жить в Вене, или довериться его семье, с которой отношения были не насколько уж теплые.
Кроме того, в случае гибели Татишева Аблязов больше терял, чем приобретал. Ведь именно благодаря его поддержке Аблязов инвестировал в свои проекты за пределами Казахстана на очень приличные суммы. Понятно, что это были кредиты АО «БТА Банка», которые нужно было возвращать, но без согласия Татишева он вряд ли бы распоряжался такими суммами.
Ну и, наконец, никто не мог предсказать заранее, кому бы отдал контроль над банком Нурсултан Назарбаев. Он вполне мог бы поручить это дело тому же Булату Утемуратову, который имел соответствующую команду.
К сожалению, вся эта информация и в начале 2000-х годов, и позднее была доступна крайне небольшому числу людей. Именно поэтому Кариму Масимову при помощи Марата Бекетаева и других своих людей удалось сфальсифицировать уголовное дело против Муратхана Токмади, обвинив его в заказном убийстве.
Другое дело, что эта фальшивка не произвела впечатления на французскую правоохранительную систему, и Мухтар Аблязов продолжает портить нервы обитателям Акорды через соцсети. Однако, так или иначе, дело было сделано.
Возможен разворот?
И вот теперь ситуация может развернуться в обратную сторону.
Ведь если Муратхан Токмади выйдет на свободу, пусть и условно-досрочно, он может заняться своей реабилитацией. Ведь это единственный для него способ не только снять с себя вину, но и потребовать от Карима Масимова, Марата Бекетаева и Еркина Татишева компенсации за годы, проведенные им за решеткой — как моральной, так и материальной.
А поскольку Масимов и Бекетаев сейчас сидят в СИЗО, самым платежеспособным оказывается Еркин Татишев. Вот почему, по мнению KZ.expert, тот делает все возможное, чтобы не пустить Токмади на свободу.
БОЛЬШЕ НА ЭТУ ТЕМУ в публикациях по ссылкам ниже:
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
_
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887. И другие способы на этой странице.