На месте бывшей резиденции президента в Алматы теперь сквер. Там, где три года назад пролилась кровь, теперь гуляют семьями. О битве за это здание сейчас напоминает только один фрагмент.

«Собственными руками затаскивал в машину раненого протестующего»
Пятого января 2022 года началась битва за резиденцию президента в Алматы. Ее описывают по-разному, но ясно одно — в тот день там пролилось немало крови. Как журналист я написал несколько материалов на эту тему.
В 2023 году в «Республике» опубликовали историю о Берике Картбае — алматинце, которого парализовало ниже пояса в результате пулевого ранения, полученного им около резиденции президента.
В прошлом году закончился суд по делу о захвате резиденции и акимата (далеко не все подсудимые признали вину, среди них были заявившие о пытках).
Также рекомендую почитать «Путь Жомарта» — о 35-летнем Жомарте Байтханове, который погиб шестого января, а за день до это снял видео в том числе в резиденции (видео тоже опубликованы).
Изначально на месте будущей резиденции президента Казахстана должен был располагаться музей имени Ленина. Однако по разным причинам строительство затянулось, а потом и вовсе было приостановлено.
Работы возобновили уже в независимом Казахстане, изменив назначение объекта. Команда архитекторов проектировала теперь не музей вождя мирового пролетариата, а резиденцию Нурсултана Назарбаева.
Строительство закончилось в 1995 году. Резиденция имела статус памятника архитектуры. После Январских событий этот статус был утрачен. Пожар ослабил несущие конструкции здания, и власти приняли решение о его сносе.
О том, что на этом месте разобьют сквер, три года назад сообщил Берик Уали — бывший пресс-секретарь Токаева и нынешний аким области Абай. Это решение, по словам Уали, принял второй президент.
Берик Уали заявил, что здание разрушили и сожгли бандиты и террористы. Правда во время упомянутого выше суда по делу о захвате резиденции и акимата не было приведено доказательств участия подсудимых в каких-либо террористических организациях.
Бойцы службы государственной охраны утверждали, что 5 января 2022 года они были вооружены, но при себе имели только холостые патроны.
Один из силовиков, Жандос Тастемир, заявил, что не стрелял боевыми патронами даже в тот момент, когда грузовик въехал в КПП.
Подсудимый Нуртас Каранеев возмутился показаниями этих свидетелей, сообщив, что лично помогал людям с пулевыми ранениями.
«Собственными руками затаскивал в машину раненого протестующего, которого затем отвезли в больницу. Не верится, что его раны на спине – результат шумовой гранаты или ваших холостых пуль», — сказал Каранеев на суде.
Как выглядит сквер
О событиях трехлетней давности сегодня напоминает всего один оставшийся от резиденции фрагмент.

Я был в сквере 27 октября. Памятной таблички о том, что произошло здесь 5 января 2022 года, в тот день не обнаружил. Обугленный фрагмент здания — единственное напоминание о случившемся здесь в Кантар.
В Управлении развития общественных пространств акимата Алматы в ответ на запрос BES.media заявили, что для реализации проекта привлекли 2 млрд тенге спонсорских средств на безвозмездной основе:
«Спонсорская поддержка предоставлена частным фондом Нурлана Смагулова, а также компаниями Qazaq Stroy и Orbis Kazakhstan. Средства предоставлены на безвозмездной основе Спонсорская поддержка предоставлена частным фондом Нурлана Смагулова, а также компаниями Qazaq Stroy и Orbis Kazakhstan. Средства предоставлены на безвозмездной основе».
Сквер сегодня выглядит неплохо: хвойные деревья, газон, фонтан и много семейных пар с детьми. Есть недоработки — по скверу еще снуют рабочие, но основная работа, судя по всему, сделана.




Жаль, что она не сделана в другом направлении — гибель большинства погибших во время Кантара до сих пор не расследовали.
По данным «Азаттыка», (по состоянию на начало этого года) известно о судах по гибели 15 человек из 238.
БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»
_
В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.
_
«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.
_
Поддержать нас можно разными способами — они есть на этой странице.











