170 млрд долларов – таков инвестиционный потенциал стран центрально-азиатского региона в ближайшие 10 лет. Это – оценка международных экспертов, и эту же цифру озвучил на IV консультативной встрече глав государств Центральной Азии президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.

Выглядит солидно и наверняка исполнимо. Но, говоря об общем инвестпотенциале стран ЦА,  Токаев не уточнил, какова здесь доля собственно Казахстана. А узнать его оценку было бы интересно.

Во-первых, казахстанцам важно знать, будет ли страна и дальше занимать лидирующее экономическое положение среди стран ЦА.

Во-вторых, за 30 лет независимости в Казахстан было инвестировано более 370 млрд долларов. Но в это время, как известно, инвесторы разобрали почти все лакомые куски сырьевой и частично перерабатывающей отраслей промышленности. И остались ли у нас объекты, на которые можно звать инвесторов сейчас, это большой вопрос.

В-третьих, насколько наступают нам на пятки иные страны? В 2020 году такие мировые бренды, как Nike и ADIDAS, заключили соглашения о производстве обуви не в Казахстане, а на узбекском предприятии SinoInternational в Андижанской области. Да и первый в регионе офис APPLE STORE в 2021 году также был открыт в Ташкенте.

Ну а поскольку президент Токаев эти вопросы дипломатично обошел, мы решили задать их независимым экспертам.  

Доля в потенциале — 90%

Финансист Расул Рысмамбетов считает, что доля Казахстана в инвестпотенциале стран ЦА может составлять 90%.

«Полагаю, сегодня инвестиции в Казахстане возможны в водные ресурсы, сельское хозяйство и, конечно же, нефтегазовую промышленность. Сейчас нефть стоит около 100 долларов за баррель, и пока идут военные действия в Украине, цена на нее падать не будет. А у нас есть месторождения, где можно вкладываться в дальнейшую разведку и добычу. Причем это касается не только нефти, но и твердых полезных ископаемых», — сказал он в комментарии «Республике».

Что же до гарантий вложений, то с этим в Казахстане, по мнению Рысмамбетова, есть проблемы, по решению которых мы «в самом начале пути»:

«И те скандалы, что мы наблюдаем сегодня, могут играть положительную роль в том плане, что наводится порядок. К тому же, нельзя сбрасывать со счетов потенциал Международного финансового центра «Астана» (МФЦА), где действует английское право, и инвестор чувствует себя увереннее. Да и вообще, действующий в стране закон «Об иностранных инвестициях» достаточно основательно защищает права инвесторов».

Спичкой не разжечь доменную печь

Директор форсайтингового агентства «Эксимар» Айман Турсынхан полагает, что по инвестиционной привлекательности среди стран ЦА доля Казахстана в озвученной президентом цифре — более 30%.

«Мы находимся на первом месте среди стран ЦА в силу того, что у нас одинаково хорошо развиты горнорудная, нефтегазовая, химическая и сельскохозяйственная отрасли. Ну а если говорить о том, что мы конкретно можем предложить инвесторам – это углубление переработки на территории Казахстана.

Так как логистика в силу известных причин сейчас нарушена и стоимость перевозки выросла в 2-2,5 раза, есть смысл производить и продавать более дорогую продукцию, нежели, скажем, только металлическую катанку. А объемы инвестиций в глубокую переработку в 2,5 раза больше, чем в добычу». И это касается любой отрасли», — заявляет экономист.

По прогнозам «Эксимар», в ближайшие пять лет потенциал инвестиций в нефтегазовую, горнорудную металлургическую, машиностроительную и химическую отрасли промышленности Казахстана составит 100 млрд долларов. В восстановление всех имеющихся ключевых водных сооружений, которые являются межгосударственными («это будет цементировать нашу дружбу со всем регионом Центральной Азии и Китаем») может быть вложено 50 млрд долларов. В агросектор – до 20 млрд долларов. В восполнение дефицита энергии на 1500 мегаватт в час по «зелёным технологиям» — 1,5 млрд. долларов.

Плюс к этому займы и прямые инвестиции в малый и средний бизнес через регистрацию фининститутов в МФЦА могут принести еще до 50 млрд долларов.

Привлекательность для инвесторов эксперт объясняет «выживанием»:

«В Европе в этом году – большой неурожай, поставки продовольствия из США и Канады переориентированы в большей части на Европу, в связи с чем страны Организации исламского сотрудничества (это 56 стран) встали перед угрозой голода. Казахстан и Узбекистан для них становятся основными поставщиками продуктов питания. Мы экспортируем на 3 млрд  долларов сельскохозяйственной продукции, но при увеличении глубокой переработки эта цифра вырастет до 12 млрд. И страны ОИС через Исламский банк развития готовы инвестировать в сельскохозяйственную отрасль, причем у них предусмотрено раннее финансирование». 

Говоря об инвестклимате, экономист сетует на большие проблемы, в частности, считая, что работа по люстрации капиталов в стране начата не с того.

«Чтобы очистить авгиевы конюшни, нужно перекрыть русло реки и перенаправить поток. Мы же берем какие-то точечные кейсы и с их помощью пытаемся раскрутить большое дело. Образно — спичкой хотим разжечь доменную печь, что не получится. Сегодня нужно сделать аудит законодательства неангажированной группой специалистов в сфере международного гражданского и экономического права и выставить качественный пакет документов, который не стыдно будет положить на стол крупным инвесторам и так убедить их, что в Казахстане можно работать», — полагает Турсынхан.

Транспортный тупик

Бизнесмен и политик Булат Абилов, напротив, считает, что в Казахстане не осталось объектов для инвестирования, за исключением инфраструктуры:

«Если даже предположить, что инвесторы вложатся в добычу нефти и газа, куда и как полученное сырье будут транспортировать? Вся инфраструктура проходит по территории России, и в Новороссийске трубу в порту периодически перекрывают. Если говорить о другом сырье, его транспортировка из Казахстана также очень сложна, Казахстан находится в транспортном тупике, и нам настала пора развивать новые транспортные коридоры. Получается, что инвесторов звать не то  что не на что, а некуда».

Рейтинг на уровне Ливии

По мнению эксперта в области нефти и газа Олжаса Байдильдинова, чтобы стать центром привлечения инвестиций в регионе, Казахстан должны показать реальный пример открытой и прозрачной экономики.

«Ведь несмотря на соседство с более чем миллиардным Китаем, иностранные инвестиции в сельское хозяйство и экспорт продукции так и не хлынули в Казахстан. Не скажу за все секторы нашей экономики, но могу утверждать по нефтегазу: наш рейтинг инвестпривлекательности находится на уровне Ливии, которая уже долгие годы находится в перманентном состоянии гражданской войны», — считает Байдильдинов.

Между тем, привлечь инвестиции в Казахстан можно, решив две задачи:

«Период окупаемости любых проектов в Казахстане сейчас удлиняется из-за неясной валютной политики. Ведь инвестор вкладывает и считает свои инвестиции в долларах, но на горизонте 10-15 лет их возврат в тенговом выражении превращается в лотерею. Поэтому одним из основных факторов привлечения инвестиций должна стать понятная и прозрачная политика обменного курса.

Вторым важным фактором должен стать отказ от регулирования предельных цен. Любое сдерживание приводит к недостатку инвестиций и дефициту с дальнейшим ростом цен, и сахар — яркий пример такого регулирования.

Мы можем привлечь инвестиции, создать новые рабочие места, увеличить поступления в бюджет, но правительству стоит сделать переоценку и отказ от социальной повестки».

…После январских событий Казахстан перестал быть «островом стабильности», хотя и относительным. Станет ли «Новый Казахстан», который намерена строить команда Касым-Жомарта Токаева, оплотом инвестиций? Справедливые суды, отсутствие коррупции, верховенство права – это все пока не про нас. И инвесторы это, наверняка, видят и оценивают.

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»! 

 

За последние годы власти сделали все возможное, чтобы запугать тех, кто осмеливается писать о них правду, или «купить» их с помощью госзаказов. В этих условиях независимые редакции могут рассчитывать только на своих читателей.

 

Для «РЕСПУБЛИКИ» нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!

 

Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887.

 

И есть еще несколько способов – они на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.